09-04-20 / 2020
Новости отрасли
Перевозку тормозит спрос

Отправка грузов через западные границы снизилась из-за пандемии

Железнодорожные грузовые перевозки из России в европейские государства через Украину, Белоруссию и прибалтийские страны во время вирусной пандемии значительно сократились. Ключевая причина – сокращение товарооборота между странами из-за закрытия промышленных предприятий. Железнодорожные администрации государств-соседей прогнозируют восстановление перевозок в прежних объемах после завершения карантинных мероприятий в Евросоюзе. По словам заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, в марте текущего года погрузка российских товаров в направлении Украины упала на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Транзит через территорию этого государства сократился на 30,4%.

По словам президента ассоциации предприятий владельцев ведомственного транспорта и операторов грузовых железнодорожных перевозок Украины "Укрведтранс" Натальи Петриченко, основной причиной снижения грузооборота для всех стран является пандемия.

"Нынешняя ситуация рассматривается как форс-мажор, грузоотправители, как и сама железная дорога, не могут повлиять на спрос", – считает президент "Укрведтранса".

Основной номенклатурой грузов, которые из России поставляют на территорию Украины, являются товары народного потребления, автомобили, а также некоторые виды химической продукции и электронное оборудование. По мнению Натальи Петриченко, украинским операторам пока тяжело приспособиться к сложившейся ситуации на рынке.

По данным ЦФТО РЖД, погрузка снизилась не только в направлении Украины, но и других государств. Так, за март 2020 года из России в Белоруссию железнодорожные грузовые перевозки снизились незначительно (на 0,5%), но транзит через эту страну в европейские государства упал сразу на 45,9%.

Как сообщил "Гудку" заместитель генерального директора – начальник центра транспортной логистики "Белинтертранс – транспортно-логистический центр" (БТЛЦ) Павел Лукашевич, такое высокое падение связано с приостановкой поставок ключевой номенклатуры – угля.

"Думаю, вирус – не основной фактор, хотя с введением карантина во многих странах погрузка снизилась. Скорее падение связано со спадом спроса на российский уголь в Европе. Поэтому Россия сконцентрирована на отгрузку угля в Китай через свои порты", – считает Павел Лукашевич.

По словам Алексея Шило, в направлении прибалтийских стран также наблюдается снижение объемов грузовых перевозок, однако конкретных данных по каждой стране руководитель ЦФТО не привел, отметив лишь, что погрузка упала на 36%.

Президент Литовской национальной ассоциации экспедиторов и логистики LINEKA Таутгинас Санкаускас рассказал "Гудку", что на сети "Литовских железных дорог" примерно каждую неделю погрузка снижается на 5%. Тем не менее он не считает такое падение катастрофичным, полагая, что это временная тенденция. В перспективе государство поможет промышленным предприятиям восстановить производство после карантина, ожидая возврата грузов на железную дорогу.

"Несмотря на то что грузовые железнодорожные перевозки с другими странами разрешены и границы открыты, работа большой части промышленных предприятий остановлена. Думаю, железнодорожный перевозчик еще вернет ушедший груз, когда большинство заводов восстановит производство. Основная номенклатура грузов, перевозимых из России через Литву, – это уголь, нефтехимические грузы и удобрения", – говорит Таутгинас Санкаускас.

Как сообщали "Гудку" в железнодорожных администрациях Украины, Белоруссии, Казахстана, Литвы и Латвии, грузовые перевозки по железной дороге в направлении европейских стран сокращаются временно. Например, на апрель уже есть рост заявок на транзитные перевозки. "Гудок" писал об этом 7 апреля 2020 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.04.2020