07-07-18 / 2018
Новости отрасли
Перевозки встали у биржи

Требования национального оператора требуют признать незаконными.

Казахстанские грузоотправители не хотят работать на российской электронной площадке Rail Commerce, однако других вариантов получить вагоны под перевозку продукции у них нет.

Напомним, АО "KTZ-Express" (KTZE, дочерний логистический оператор АО "НК "Казахстан темир жолы", КТЖ) полностью перевело аренду парка на операторскую биржу в декабре 2016 года после успешных пробных торгов 500 вагоноотправок под перевозку внутри республики и в Россию. Формирование рыночных цен на подвижной состав на основе биржевых торгов стало возможным с принятием в республике в декабре 2017 года Предпринимательского кодекса. Поэтому KTZE воспользовался такой возможностью и ежемесячно выставляет на торги Rail Commerce тысячу вагоноотправок в полувагонах.

По информации пресс-службы KTZE, компания участвует в двух видах торгов: предоставление вагонов на технический рейс – перевозка груза в вагоне в одну сторону по согласованному в заявке маршруту с расчетными сроками доставки – и предоставление вагонов в долгосрочную аренду.

По словам директора Департамента развития АО "Казтемиртранс" Серика Баймагамбетова, сначала компания с осторожностью выходила на биржу, сейчас чувствует себя увереннее, поэтому объемы подвижного состава или вагоноотправок на аукционе возросли. "Для аффилированных с КТЖ компаний мы договариваемся по цене, предусмотренной бюджетом. А на бирже можем дорастить ее до коммерческой за какую-то часть вагонов", – отметил он.

Однако планы национального перевозчика не устраивают грузоотправителей, так как КTZE и КTZE Operator согласовывают основной и дополнительный планы под перевозку только на те вагоны, которые арендованы на площадке Rail Commerce. Как пояснил "Гудку" заместитель исполнительного директора республиканской Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Максим Кононов, сложность в том, что биржа не гарантирует предоставление вагонов даже тем грузоотправителям, у которых есть утвержденные долгосрочные планы на перевозку. И принуждение идти на биржу и участвовать в торгах не соотносится с национальным законодательством. К тому же в республике дефицит парка подвижного состава, в частности, не хватает порядка 6 тыс. полувагонов. Поэтому грузоотправители обратились за помощью в национальную палату предпринимателей "Атамекен", которая сейчас пытается решить проблему.

"Грузоотправители, которые обратились к нам, испытывают сложности в получении вагонов, и в стране нет нормативно-правовой базы, которая устанавливала бы, что подвижной состав можно получить только через биржу. На Rail Commerce цена на вагоны не фиксированная, к тому же вагоны продаются партиями от пяти единиц. И если грузоотправителю нужно меньше, он их не получит. То есть требование КTZE и КTZE Operator незаконно, так как оно не предусмотрено Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом. Поэтому однозначно нужно менять законодательство, хотя, конечно, быстро это сделать не получится", – говорит директор Департамента логистики и перевозок НПП "Атамекен" Рустан Дженалинов.

Генеральный директор Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана Илья Сегал также уточнил, что нужно вносить изменения в ряд нормативов, начиная от порядка планирования использования парка, заканчивая контролем за обеспечением и подачей вагонов, а также определить права и обязанности всех участников перевозочного процесса. "И в эти нормативы включить биржу, чтобы все встало на свои места, к ней нет претензий, никто не против работы электронной площадки. Кроме того, нужно разработать механизм, который позволит определить рыночную цену на подвижной состав, чтобы правила игры были прозрачными и всем понятными. Все эти вопросы предстоит решать с министерством", – прокомментировал он "Гудку".

Между тем подкомитет по железнодорожному транспорту Комитета логистики и перевозок президиума НПП "Атамекен" уже рекомендовал КТЖ обеспечивать грузоотправителей вагонами (парк "Казтемиртранса") по основному и дополнительному планам по действующим Правилам перевозок грузов железнодорожным транспортом до того момента, пока поправки в нормативы не будут приняты. В них, кстати, аренда вагонов через электронную биржу не предусмотрена.

Свое мнение палата представила Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию, которое может корректировать нормативные документы. В управлении железнодорожного транспорта комитета лаконично прокомментировали, что предложение палаты рассматривается, но итоговое решение пока не принято.

По оценке директора по маркетингу и развитию ООО Rail Commerce Виталия Дергунова, казахстанских вагонов на электронной площадке действительно не хватает, чтобы на 100% обеспечить парком все лоты по торгам. "Дефицит полувагонов и по универсальному парку действительно серьезный. И бывают ситуации, когда в ходе торгов определяется победитель, но в силу внешних, не зависящих от оператора обстоятельств грузополучатель оперативно не получает весь выигранный объем вагонов. Но он их доставляет несколько позже, через несколько дней. То есть проблема решается с небольшой отсрочкой", – говорит Виталий Дергунов.

По его мнению, КTZE не нарушает никаких законов, любая электронная площадка – это канал продаж, поэтому нет необходимости менять нормативно-правовую базу, как предлагает НПП "Атамекен". "Здесь должна меняться деятельность оператора, чтобы он оперативно определял освобождающиеся объемы вагоноотправок и только их выставлял на биржу, на свободный рынок. Второй момент, что любая электронная площадка, не только Rail Commerce, которая вклинивается в процесс перевозок, должна иметь нормативы, описывающие ее обязанность, ответственность при организации торгов. Таких документов сейчас нет, мы руководствуемся внутренними локальными регламентами. Когда в Уставе железнодорожного транспорта у нас в России и в Казахстане появится раздел по электронной торговле, правила игры будут всем понятны, кто за что отвечает и зона ответственности каждого участника торгов", – резюмировал представитель Rail Commerce.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152007.07.2018