14-04-20 / 2020
Новости отрасли
Перевозки сохраняют человеческое лицо

ОАО РЖД полагает, что операторы переоценили потенциал вывоза дополнительных грузов в Восточном направлении, возникающий в результате отмены пассажирских поездов. В монополии считают, что расчеты операторов, ожидавших значительного роста вывоза грузов, некорректны: пассажирское движение на наиболее востребованных участках БАМа и Транссиба осталось прежним. По мнению аналитиков, серьезного увеличения грузопотока, к сожалению, действительно ожидать не приходится.

ОАО РЖД ответило Союзу операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) на предложение пустить больше грузовых поездов на Восточном полигоне в образовавшиеся после отмены пассажирского движения окна.

Операторы, отмечая, что с апреля из-за падения пассажиропотока ОАО РЖД отменило ряд пассажирских поездов и на Восточном полигоне образовались свободные нитки графика, предложили использовать их под грузовое движение (см. "Ъ" от 9 апреля). СОЖТ подсчитал, что это позволит нарастить пропускную способность в грузовом движении до десяти поездов в сутки и увеличить технический план на восток до 600 вагонов. Таким образом, провоз угля по ограниченным мощностям БАМа можно увеличить на 1,5 млн тонн в месяц, оценивал собеседник "Ъ", а операторы, в свою очередь, смогут задействовать простаивающие вагоны.

Но ОАО РЖД считает расчеты операторов некорректными, следует из ответа первого заместителя гендиректора ОАО РЖД Анатолия Краснощека (есть у "Ъ"). В нем уведомляют об отмене нескольких поездов, но замечают, что "на основных направлениях БАМа и Транссиба в границах Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной железных дорог размеры движения пассажирских поездов остались без изменения". В письме говорится, что информация об отмене многих других поездов, курсирующих на Восточном направлении, не соответствует действительности, при этом, как отмечается, объем погрузки экспортных грузов в адрес портов Дальнего Востока в апреле на 9% превышает уровень прошлого года.

ОАО РЖД в оперативном режиме корректирует график движения поездов, перепрофилируя нитки отмененных пассажирских составов под грузовое движение, говорят в монополии, но размеры движения пассажирских поездов остались без изменения.

"Использование ниток отдельных поездов может дать лишь локальный эффект, прежде всего в части повышения маневренности направления,- считают в монополии.- Более существенный эффект увеличения пропускной и провозной способности, помимо собственно реконструкции БАМа и Транссиба, дает использование современных локомотивов повышенной грузоподъемности, интеллектуальные системы интервального регулирования грузовых поездов, а также максимальная маршрутизация перевозок".

В графике движения поездов заложена универсальность ниток, поясняет президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. "Большинство пассажирских поездов курсируют не каждый день, поэтому их нитки уже заложены в расчет грузовой пропускной и провозной способности,- рассказывает он.- Остаются только ежедневные поезда. Их совсем немного". Также, говорит господин Иванкин, график использует практически по максимуму пропускную и провозную способность, поэтому "снятие одного-двух, даже трех пассажирских поездов, к сожалению, не даст ожидаемого участниками рынка". Учитывая, что лимитирующими на Восточном полигоне являются всего несколько ключевых перегонов с минимальным пассажирским движением, объем возможного дополнительного количества грузовых поездов составит те же один-два, добавляет эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ14.04.2020