02-02-23 / 2023
Новости отрасли
Перевозки щебня на РЖД в январе 2023 года выросли, но могут и замерзнуть

Погрузка стройматериалов – одна из немногих номенклатур, которая в январе 2023 года показала прирост. На РЖД их было отправлено 9,1 млн т, что на 8,1% больше, чем за аналогичный период 2022 года.

Этому способствовал ряд обстоятельств. Во-первых, по данным информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", в последний месяц прошедшего года ОАО "РЖД" в 1,5 раза увеличила перевозки балласта для собственных нужд.

Перевозчик, хотя и ускорил по осени ремонты, тем не менее, так и не освоил все обещанные ранее проекты модернизации. Так что в конце прошлого года велись работы вдогонку, о чем свидетельствовала, судя по опросам грузоотправителей, выше обычной активность в открытии ремонтных окон на ряде участков. В основном в восточном направлении.

Обычно зимой завоз щебенки для нужд железнодорожников снижался. В частности в январе 2022 года ее вывоз снизился на 16% по сравнению с тем же месяцем 2021 года.

Железнодорожники пополняют запасы

Однако в январе текущего года на сети также было зафиксирована прибавка в перевозках балласта. Правда, уже столь значительная, как в декабре. Очевидно, что теперь щебень шел в запас на текущий год. Ранее впрок его на сети не завозили.

В 2022 году на сети запасы балласта поддерживали на минимуме. Ремонтники работали нередко с колес. И теперь склады потребовалось пополнить.

Во-вторых, дополнительные объемы щебня потребовались в рамках событий, которые происходят сейчас на Украине – в зоне военной операции.

Охлажденная стройка

Что касается внутреннего спроса, то он повлиял на динамику погрузки стройматериалов на РЖД в январе довольно слабо. В Минстрое РФ отчитались о росте объемов строительно-монтажных работ в 2022 году на 6%.

Однако, по данным риелторов, количество новых объектов уменьшилось примерно на столько же, отметил руководитель портала "ЕРЗ.РФ" Кирилл Холопик. Застройщики не спешили с выводом новых квартир на рынок.

Да и рынок складской недвижимости из-за общей ситуации в стране, влияния санкций и разрыва в цепочках поставок не показал роста, но все же остался стабильным, констатировал руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости IPG.Estate Филипп Чайка. Зоны активного потребления стройматериалов можно назвать локальными.

Январь мало что изменил в этом плане.

Бюджеты автодорожникам могут урезать

Прогнозы на 2023 год звучат весьма осторожные. Ведь в 2022 году основную прибавку в железнодорожной погрузке, напомним, обеспечили автодорожники.

"Ожидалось, что подрядчики начнут запасать щебень зимой, чтобы не терять времени на развертывание фронта строительства автодорог в теплый сезон. Однако январь текущего года внес поправку на этот счет", – рассказал представитель крупного карьера.

По его словам, появились слухи о грядущем сокращении бюджетов на "глобальные проекты". Что под этим подразумевается, власти пока не уточнили. Если же говорить в общих чертах, то пока просто на местах озвучены рекомендации урезать новые федеральные проекты строительства автодорог в некоторых регионах.

В связи с этим региональные власти приостановили финансирование и некоторых своих проектов. Отчасти, ради перестраховки. Но следует отметить, что ряд местных строек увязан с траншами из федерального бюджета.

Автодорожникам задержали авансы по уже разыгранным тендерам. И они не отважились в январе на создание запасов с прицелом на теплый сезон. Пополняли склады исходя из текущих раскладов.

Соответственно динамика перевозок стройгрузов на РЖД стала остывать. Прирост есть, но на 2,4 п. п. ниже, чем в декабре. По сути пропорционально снизился и спрос автодорожников по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

Коррекция в планах ожидается весной. Поэтому возникает риск нивелирования нынешней прибавки в объемах перевозок щебня. В свою очередь, представители ряда карьеров пока осторожно прогнозируют лишь сохранение по весне текущего года на уровне прошлогодних объемов погрузки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер02.02.2023