18-02-22 / 2022
Новости отрасли
Перевозки по сети РЖД: претензий не меньше, но причины и суммы меняются

Активные участники процесса грузоперевозок на железных дорогах России не перестают выставлять друг другу претензии. Если что и меняется год от года, то в основном лишь суть предъявляемых требований и суммы исков. А вот работать так, чтобы поводов для претензий не возникало вообще, стремятся лишь немногие. Такой вывод можно было сделать по завершении делового семинара "Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций", который РЖД-Партнер провел 17 февраля в Москве. Вал мелких исков

Все участники перевозочного процесса пытаются защитить свои права любыми известными законными способами. Однако удовлетворять претензии в добровольном порядке почти никто не торопится, ввиду чего приходится решать вопросы в судебном порядке.

"Не все пойдут в суд. А те, кто соберется пойти, может забыть об этом или пропустить срок исковой давности. Поэтому немножко наивно надеяться на то, что все претензии будут исполняться в добровольном порядке", – подчеркнула адвокат, управляющий партнер юридической компании "Проценко и партнеры" Татьяна Проценко.

Она отметила и общую тенденцию, сложившуюся в российской судебной практике. В частности, выросло количество дел, связанных с нарушением сроков доставки грузов в сфере железнодорожных перевозок, где суммы изначально заявленных исковых требований в отношении штрафных санкций составляют всего 10-15 тыс. руб. По мнению Т. Проценко, подобная статистика свидетельствует о том, что постепенно сокращаются сроки доставки, гораздо реже растягивающиеся надолго. Но вместе с тем стало гораздо легче обращаться в соответствующие инстанции с претензиями и исками. Тогда как раньше большинство грузоотправителей даже не пошли бы судиться за незначительные суммы, т.к. надо было собирать кучу бумаг, направлять претензию, потом идти к юристу, готовить исковое заявление, еще и на судебные заседания ходить.

Последствия юридической неопытности

Вместе с тем в судебной практике до сих пор нередки случаи, когда заявители путаются в определении момента исчисления срока исковой давности, который составляет один год. Т. Проценко напомнила о том, что этот срок исчисляется с момента наступления события, а не после ответа претензии в адрес РЖД или после ответа компании. Обжечься на этом умудрились даже в Минобороны, где, в частности, заключали с РЖД государственный контракт на перевозку, по которому в дальнейшем возникли вопросы. Так, в суде ответили, что все подсчеты министерства оказались верны и что виновному пришлось бы выплатить штраф, но срок исковой давности истек буквально за месяц до подачи иска.

Т. Проценко напомнила еще и о том, что перевозчик, согласно ст. 126 Устава железнодорожного транспорта РФ, может предъявлять иски к грузоотправителю или грузополучателю в течение года с момента события, послужившего основанием для предъявления иска. При этом в статье есть одна особенность, которая касается взыскания штрафа за неисполнение заявки: там течение срока исковой давности начинается через пять дней после выставления штрафа.

Как бы то ни было, пострадавшие в принципе не всегда выставляют претензии. Зачастую причиной этому служит отсутствие каких-либо документов, необходимых для строго регламентированной процедуры. Однако даже без некоторых из них все-таки можно обойтись. Об этом свидетельствует постановление пленума Верховного суда РФ от

22.06.2021 №18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства".

"Документы для претензий необходимо предоставлять в соответствии с уставом, регламентом. Но если нет возможности собрать какие-то документы, а тех, которые собраны, вполне достаточно для установления сути ситуации или размера претензии, или же недостающие документы есть у ответчика, то строго соблюдать всю процедуру не обязательно", – объяснил руководитель практики, лидер направления "Корпоративные споры" юридической компании Milton Legal Станислав Никиташев.

Новые тенденции в сфере судебных споров

Заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семенкин заметил, что в большинстве случаев в роли подателей претензий выступают операторы, которые становятся и истцами. Таким образом, изучая сферу судебных споров на железнодорожном транспорте, необходимо уделять особое внимание этой относительно новой группе споров – между операторами как инициаторами споров и их клиентами, а также лицами, использующими вагоны операторов.

Кроме того, по словам Д. Семенкина, пул операторских компаний постоянно сокращается, особенно в категории крупных операторов, которые во многом задают стандарты этой деятельности. Соответственно, грузоотправителям нужно с самого начала здраво оценивать своих партнеров и возможности для маневра во взаимоотношениях с ними.

Другая тенденция, сложившаяся в последние два года, но судебными исками почему-то не заканчивающаяся, – это искусственно созданные ситуации с задержкой вагонов в пути следования по причине занятости фронта выгрузки-разгрузки у грузополучателя. В частности, участник перевозочного процесса получает извещение о том, что пути заняты и что его вагоны пришлось бросить в пути следования, после чего подписывает акт общей формы, хотя видит, что в реальности пути свободны.

"Не возразив и подписывая акт общей формы, вы теряете возможность возместить свои убытки, возможную компенсацию до 5-10%. Призываю объединиться и решить эту проблему раз и навсегда обращением, например, в ФАС, что касается навязывания договора об увеличении сроков доставки. Давайте объединяться", – резюмировала ведущий юрист ООО "ЖД Консалтинг" Маргарита Русакова.

Электронный претензионист в помощь клиентам

Больше года назад активно стартовала и теперь вовсю работает система "Электронный претензионист", разработанная для РЖД специалистами РУТ (МИИТ). Этой услугой уже воспользовались 3376 клиентов. По словам Вероники Нутович – директора научно-образовательного центра "Интеллектуальные транспортные системы и технологии" Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ), завкафедрой "Цифровые технологии управления транспортными процессами" РУТ (МИИТ), за 2021 год через личный кабинет в системе было получено 4430 претензий.

Появились и новые возможности, которые были сформированы, исходя из обращений клиентов, уже начавших работать в "Электронном претензионисте" и отмечавших его удобства и неудобства. В частности, возникали просьбы о том, чтобы юридические компании, представляющие свои услуги клиенту, могли бы самостоятельно от его имени предъявлять претензию. Такая возможность отныне предоставлена – подать претензию можно в электронном виде через личный кабинет. Также реализована возможность указывать при оформлении претензии свои реквизиты, включая исходящий номер и дату. Ранее, по словам В. Нутович, машина сама формировала входящий номер, который присваивает ОАО "РЖД", а документа со стороны клиента не было.

"Для клиентов сделан перечень претензий, которые уже были предъявлены ранее, и предоставлена возможность сортировки, фильтрации этого перечня по всевозможному набору реквизитов: категории, сумме, дате, номеру, причем как по собственному, так и по номеру, присвоенному РЖД. Более того, перечень можно выгрузить во внешний файл в формате Excel", – отметила В. Нутович, добавив, что это далеко не полное перечисление всех положительных новшеств системы "Электронный претензионист".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру18.02.2022