03-11-20 / 2020
Новости отрасли
Перевозки по одной накладной

Алексей Шило, заместитель генерального директора – начальник ЦФТО ОАО "РЖД" – Алексей Николаевич, 27 октября вступил в силу приказ Минтранса России, утверждающий новые правила перевозок грузов и порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Зачем понадобилось обновлять регламент?

– На Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 16 октября 2020 года опубликован приказ Минтранса России от 27 июля 2020 года № 256, утверждающий актуализированные правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащие порядок переадресовки перевозимых товаров и порожняка вагонов с изменением грузополучателя и железнодорожной станции назначения, составления актов, транспортной железнодорожной накладной, а также сроки и порядок хранения продукции, контейнеров на станции назначения.

Новый регламент заменит нормативные правовые акты Министерства путей сообщения России – правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, правила переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом и правила хранения грузов в местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом.

Актуализированные правила максимально отражают структурные изменения, произошедшие в железнодорожной отрасли. Они позволят обеспечить широкое применение цифровых технологий при организации перевозок грузов и создание единого информационного пространства для перевозчика, владельца инфраструктуры, пользователей услугами железнодорожного транспорта и владельцев подвижного состава.

– Какие нововведения содержат в себе обновленные правила и в чем заключаются их основные преимущества для рынка железнодорожных перевозок?

– К основным нововведениям можно отнести возможность оформления документов, связанных с переадресовкой в электронном формате. Это позволит существенно ускорить процедуру принятия решения и оформления документов.

Допускается переадресовка отдельных порожних вагонов, отцепленных от групповой и маршрутной отправки. Данное нововведение позволяет владельцам подвижного состава использовать свой парк вагонов более рационально и тем самым оптимизировать работу железнодорожного транспорта при направлении вагонов под погрузку.

Установлены случаи, при которых переадресовка осуществляется как по старым, так и по новым перевозочным документам, при этом переустановка исправных запорно-пломбировочных устройств не требуется. Эффекты для пользователей – это сокращение расходов и времени на выполнение переадресовки.

Существенным обстоятельством является то, что правилами предусматривается возможность составления актов общей формы о фактах, возникших по причинам, зависящим от сторонних организаций, и влияющих, например, на просрочку доставки груза.

Отсутствие установленных императивных (норма права, выражение которой сделано в определенной, категоричной форме и не подлежит изменению по инициативе ее адресатов. – Ред.) форм актов позволит перевозчику разрабатывать наиболее оптимальные их формы, в том числе при необходимости гибко реагировать на их совершенствование.

Современный перевозочный документ в определенной степени является "трансформером" – в нем предусматривается увеличение количества строк в соответствии с числом станций передачи или следования, количеством вагонов, контейнеров и так далее.

В перевозочном документе исключены излишние подписи представителя грузоотправителя, ответственного за размещение и крепление груза. Подпись грузоотправителя проставляется один раз и удостоверяет все сведения, внесенные в перевозочный документ. Установление такой нормы позволяет сократить время оформления перевозочного документа и оптимизировать работу персонала клиента.

Правила позволяют сделать следующий шаг в продвижении эффективной интермодальной транспортной технологии контрейлерных перевозок, (комбинированных железнодорожно-автомобильных перевозок прицепов, полуприцепов, трейлеров или съемных кузовов на железнодорожной платформе). Предусматривается упрощенный порядок заполнения перевозочных документов при осуществлении контрейлерных перевозок. К примеру, не требуется перечисление всех наименований грузов, находящихся в контрейлере, отсутствует необходимость разработки схемы размещения груза (достаточно указать, что размещение груза в кузове не угрожает безопасности перевозки железнодорожным транспортом).

Электронный документооборот применятся теперь и при формировании пакета электронных сопроводительных документов, которые при условии наличия соответствующего соглашения или доступа к просмотру документа на официальном сайте соответствующего органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет могут не прилагаться. Сведения о них вносятся в виде ссылки, уникального идентификационного номера документа и (или) соответствующего ему двухмерного матричного штрихового кода.

При осуществлении экспортных перевозок через морские порты в перевозочном документе предусматривается возможность внесения сведений о марке груза и номере внешнеторгового контракта. Это является большим заделом в развитии информационных технологий, которые позволят повысить эффективность перевозочного процесса при работе пользователей услуг железнодорожного транспорта.

В целом ожидается, что принятие новых правил положительным образом повлияет на развитие грузовых перевозок в России, сократит количество споров, снизит риски возникновения ошибок в процессе правоприменения, а самое главное – содержание правил позволит сократить клиентам транспортные издержки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.11.2020