26-03-14 / 2014
Новости отрасли
Перевозки ищут свою маржу

Макроэкономическим рискам в ОАО "РЖД" противопоставили гибкий маркетинг. Это позволило в 2014 году привлечь на сеть значительные объемы высокодоходных грузов. Основным драйвером оказался экспорт. Но вот сохранит ли он свое влияние в ближайшей перспективе?

По данным департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД", в целом с 1 по 20 марта текущего года перевозки грузов третьей категории увеличились до 22,7 млн т, что в итоге оказалось на 1,9% больше, чем за аналогичный период 2013-го. Прежде всего на сети РЖД выросли перевозки нефти и нефтепродуктов (+3,5%), грузов в контейнерах (+13%), сборных грузов (+16,6%) и продовольствия (+9,5%).

По сведениям департамента, примерно такая же картина наблюдалась в январе - феврале и первые три недели марта вместе взятые: в целом погрузка увеличилась на 1,6%. Соответственно перевозки нефти и нефтепродуктов прибавили в оборотах на 2,8%, грузов в контейнерах - на 14,4%, сборных грузов - на 8,9% и продовольствия на 13,3%.

Судя по статистике железнодорожных перевозок, основные грузопотоки по данной укрупненной номенклатуре сформировались на южном и дальневосточном направлениях. Прежде всего - черных металлов и нефтепродуктов на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

По данным ЦФТО, на юге положительную роль сыграла нормализация обстановки на черноморском побережье, где ранее свирепствовали шторма, из-за которых довольно продолжительный период простаивали портальные краны морских терминалов. Через морские порты и погранпереходы Северо-Запада РФ следовали по большей части контейнеры и опять-таки - нефтепродукты.

В определенном смысле можно сказать, что привлечь на сеть РЖД высокодоходные грузы помогли российские порты, полагает аналитик "Инвесткафе" Игорь Арнаутов. В частности, экспортеры поспешили подстраховаться: до введения возможных санкций по отношению к РФ отправляли как можно больше нефти. Для этого был задействован не только трубопроводный, но и железнодорожный транспорт. Подгоняла экспортеров также благоприятная ценовая конъюнктура, вызванная падением курса рубля в январе - феврале этого года. Аналогичная ситуация разогрела и контейнерный экспорт.

По мнению руководителя отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александра Поликарпова, низкий курс рубля искусственно уменьшает расходы на перевозку грузов третьего класса на экспорт (например, нефть и нефтепродукты) в пересчете с рублей на валюту, что опять-таки стимулирует грузовладельцев наращивать объемы экспорта.

Еще одна причина для благоприятной статистики - низкая грузовая база в 2013 году.

Напомним, что именно в начале прошлого года по ряду причин ОАО "РЖД" испытало некоторый отток по высокодоходным грузам. И сейчас рынок в этом сегменте перевозок просто восстанавливается.

В целом рост перевозок высокодоходных грузов по российским железным дорогам в I квартале 2014 года закономерен, считает директор НП "Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики" Михаил Пимоненко. "По прогнозам Минтранса, сложились благоприятные обстоятельства для экспортеров по целому ряду номенклатур. И российские компании находят способы, как этим обстоятельством воспользоваться", - отметил он.

Безусловно, сейчас наблюдается напряженная ситуация на Украине и существуют риски экономических санкций для РФ. Все это нельзя сбрасывать со счетов. Однако в целом прогнозы, например, по экспорту нефтепродуктов выглядят положительными. Они найдут сбыт. Вопрос в том, где именно - в Европе или Азии. Это вопрос маркетинга и логистики, поэтому возможны некоторые изменения в направлениях поставок. И все же при анализе грузопотоков нельзя недооценивать негативное влияние внешнего макроэкономического фона. И это особенно хорошо видно на примере перевозок металлов. Металлотрейдеры ожидали оживления экспортных продаж. В частности, согласно прогнозу Всемирной ассоциации стали, в 2014 году спрос на сталь в мире может вырасти к уровню 2013-го на +3,3%. По данным Европейской ассоциации производителей стали Eurofer, рост потребления стали в ЕС в 2014 году может составить 2,5%. Оживление потребления на Западе должно было стать началом восстановления рынка стали с того низкого уровня, который сложился в прошлом году. Таким образом, ожидалось увеличение железнодорожной погрузки черных металлов в сторону портов на побережье Балтики.

Однако именно в СЗФО за январь - февраль и первые три недели марта было отмечено снижение экспорта черных металлов в Европу, что наряду с уменьшением внутрироссийских перевозок данных грузов подпортило и общесетевой показатель. В целом это время наблюдалось уменьшение погрузки черных металлов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4%. Таким образом, даже повышенные объемы экспортных отправок черных металлов через морские терминалы Южного и Дальневосточного бассейнов не смогли вывести перевозки этой номенклатуры по сети РЖД на итоговый положительный уровень.

Как видно, общий неблагоприятный фон все-таки сказался. Прежде всего опасения европейских покупателей относительно санкций к России в будущем, риски натолкнуться на сбои и отказы в кредитах в банковской системе при расчетах за поставляемый из России металл - все это, возможно, подтолкнуло переключиться на покупки аналогичной продукции у других игроков. Правда, это не коснулось рынка полуфабрикатов. В частности, железнодорожные перевозки чугуна на экспорт в январе - феврале 2014 года увеличились в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013-го.

В такой ситуации возникает вопрос: поможет ли экспорт сохранить положительную динамику погрузки высокодоходных грузов, которая сложилась в начале текущего года? По словам А. Поликарпова, в настоящее время трудно спрогнозировать дальнейшую тенденцию изменения перевозок грузов, в том числе высокодоходных. С одной стороны, усиления рубля в ближайшее время не ожидается и, следовательно, будет расти объем экспорта. А с другой - ограничения на ввоз российских энергоресурсов и материалов на Западе могут повлечь за собой общее сокращение экспорта высокодоходных грузов. Такой минус способен серьезно повлиять на итоговые объемы экспорта, хотя они, возможно, и будут подогреваться ростом поставок российской продукции в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Как полагает исполнительный директор НО "Союзгрузпромтранс" Виктор Евпаков, в таком случае падение железнодорожной погрузки высокодоходных грузов в перспективе возможно, но даже при пессимистических сценариях оно будет кратковременным. В целом грузовладельцы настроены и на дальнейший рост экспорта. Однако многие компании опасаются попасть под чувствительные санкции, так как США и ЕС намерены выбирать меры точечного воздействия. И российские предприниматели, в свою очередь, разрабатывают возможные защитные инструменты. Все это оговаривается в дополнениях к ранее заключенным соглашениям с ОАО "РЖД". Например, одна из крупных компаний в сегменте высокодоходных грузов при обсуждении дальнейших перспектив погрузки с РЖД говорила о планах, которые должны компенсировать риски снижения погрузки за счет запуска новых проектов и роста перевозок по определенным направлениям. "Однако детали таких планов, естественно, никто сейчас разглашать не станет", - сказал В. Евпаков.

В целом при сохранении текущей конъюнктуры на рынке, связанной с ослаблением курса национальной валюты, РЖД могут сохранить рост перевозок высокодоходных грузов на уровне 2-3% по отношению к объемам прошлого года, полагает И. Арнаутов. Соответственно, для этого железным дорогам следует усиливать взаимодействие с российскими морскими портами, чтобы обслужить этот потенциальный грузопоток.

По мнению М. Пимоненко, при таких обстоятельствах объемы экспортных перевозок будут, скорее всего, колебаться. Следовательно, вряд ли стоит ожидать, что отправки окажутся ритмичными. По словам эксперта, к данным обстоятельствам ОАО "РЖД" придется приспосабливаться, искать дополнительные резервы, чтобы привлечь максимальные объемы погрузки именно на пиках отправок. Это поможет удержать хорошие показатели по перевозкам высокодоходных грузов и в дальнейшем.

Однако в любом случае картина прояснится в ближайшее время. Как полагают эксперты, это произойдет в конце апреля или в мае. Причем прогнозы на вторую половину 2014 года гораздо более оптимистичные.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру26.03.2014