26-11-10 / 2010
Новости отрасли
Перевозки грузов ГМК выходят на докризисный уровень

В текущем году в России отмечается тенденция роста объемов производства черных металлов и изелий из них, а следовательно, и добычи рудного сырья. По данным Росстата, за январь-сентябрь 2010 года отечественными предприятиями произведено 70,9 млн. тонн железнорудного концентрата, что на 13,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но если в 2009 основной спрос обеспечивали внешние рынки, то теперь растет потребление и в России. За девять месяцев производство проката выросло относительно аналогичного показателя прошлого года на 12,7%, чугуна - на 13,5%, стальных труб - на 38%. Спад мировой экономики в период кризиса привел к снижению спроса на российское ЖРС. Это автоматически серьезно сказалось на железнодорожных перевозках, так как металлургическое сырье и конечная продукция занимают едва ли не пятую часть совокупного грузооборота РЖД. Погрузка железной руды в I полугодии 2009 года снизилась на 19,7%, черных металлов - на 32,9%. Однако негативные тенденции удалось несколько смягчить за счет роста экспортных поставок. Это было связано с благоприятной ценовой конъюнктурой и активностью китайского рынка. Тогда, к слову, основными экспортными маршрутами перевозки металлопродукции стали сухопутные погранпереходы с КНР и Казахстаном и порты Южного бассейна. В декабре 2009 года погрузка железной руды опережала уровень декабря 2008 уже на 50,4%, в результате по итогам года номенклатура продемонстрировала относительно небольшое снижение по сравнению с 2008 годом - на 6,7%. В январе-сентябре 2010 года, согласно данным РЖД, на сети железных дорог погружено 75,6 млн. тонн железной и марганцевой руды, что на 7,6% больше, чем за девять месяцев 2009 года, когда отставание от уровня предыдущего года составило 16,1%. Но от месяца к месяцу рост замедляется. За I квартал 2010 года РЖД погрузили руды на 19,1 % больше, чем годом ранее, а за I полугодие - на 11,5%. По черным металлам наблюдается аналогичная картина. Если в ноябре 2008 года уровень производства готового металлопроката в России сократился на 47% по отношению к среднемесячным показателям докризисного периода, то по итогам 2009 года металлургические предприятия приблизились к докризисному уровню производства - отставание составляло уже 7%. В I полугодии текущего года, по оценкам экспертов, среднемесячный объем производства готового проката все еще оставался ниже докризисного и составлял около 3,7 млн. тонн в месяц. Соответственно, по итогам 2009 года металлургическая номенклатура в структуре погрузки РЖД продемонстрировала снижение объемов на 17,8%. В I квартале 2010 РЖД погрузили 17,3 млн. тонн, а за I полугодие - 35,6 млн. тонн, что больше, чем годом ранее, на 16,5% и 20,4% соответственно. Далее динамика повторяет сырьевой тренд: по итогам января-сентября текущего года погрузка черных металлов составила 53,7 млн. тонн, что на 14,2% выше уровня аналогичного периода прошлого года. И если в апреле был отмечен прирост погрузки 34,4%, в мае - 26,3%, то в сентябре уже всего 2,9%. На сегодняшний день практически все отечественные горнорудные предприятия находятся под контролем крупных металлургических холдингов, которые заинтересованы, прежде всего, в обеспечении собственных потребностей в сырье. Важную роль здесь играет организация эффективных каналов транспортировки. Так, ОАО "Карельский окатыш" входит в сырьевой дивизион компании "Северсталь", которой по состоянию на I квартал 2010 года отгружалась почти половина производимых окатышей. Географическая близость предприятий позволяет располагать более низким железнодорожным тарифом и, соответственно, транспортной составляющей в цене продукции. Вторым по объему отгрузки потребителем является "Мечел", который в январе-марте текущего года приобрел для Челябинского металлургического комбината порядка 26% карельских окатышей. При этом, если речь заходит об оптимизации транспортных расходов, конкуренция между компаниями отходит на второй план. Например, Высокогорский ГОК, входящий в "Евраз", не поставляет концентрат на предприятия родного холдинга, а в основном ориентирован на продажу своей продукции "Мечелу". И наоборот, Коршуновский ГОК, принадлежащий "Мечелу", поставляет ЖРС на Западно-Сибирский МК "Евраза". Как отметил в ходе видеоконференции для журналистов вице-президент "Евраза", руководитель дивизиона "Сибирь" Алексей Иванов, подобная обменная схема позволяет компаниям сокращать издержки. В значительной мере сократить издержки производителям позволяет наличие кэптивных операторов, владеющих подвижным составом и наращивающих парки, и привлечение крупных транспортных компаний, способных обеспечивать качественную логистику. При этом, по словам генерального директора ОАО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans) Валерия Шпакова, как правило, металлургический сектор задействует вагонный парк на сдвоенных операциях. Так, "Новая перевозочная компания", традиционно специализируясь на перевозках грузов горно-металлургической промышленности, осуществляет не только вывоз готовой продукции с меткомбинатов, но и завоз производственного сырья. Такая схема позволяет минимизировать порожний пробег и тем самым снизить транспортную составляющую в себестоимости готовой продукции предприятий меткомбинатов. Внутренний спрос на сырье не преминул сказаться на показателях работы крупнейших российских морских портов. В I полугодии 2010 года произошло значительное снижение перевалки сырья и некоторое перераспределение грузопотоков. По данным компании "Морцентр-ТЭК", порты Южного бассейна за это время сократили объемы перевалки ЖРС в 2,9 раза. В Новороссийском морском торговом порту за шесть месяцев перегрузили 977,3 тыс. тонн руды, что на 54,5% ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Однако в НМТП отмечают, что в соответствии с вновь подписанными контрактами объемы перевалки данного вида груза восстанавливаются: в августе они достигли запланированного уровня - 300 тыс. тонн в месяц. Стоит, правда, отметить, что падение здесь обусловлено достаточно высокой базой. Для сравнения, в 2009 году перевалка руды и железорудного концентрата в Новороссийске выросла до 2,7 млн. тонн, рост на 1246% был обусловлен именно смещением сбыта руды в сторону экспорта в конце 2008 - начале 2009 года. Кроме того, из-за холодной зимы и сложностей с отгрузкой в восточных портах в прошлом году многие производители переориентировали экспортные потоки на Новороссийск.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт20.11.10Сдержанный оптимизм