03-10-22 / 2022
Новости отрасли
Перевозки черных металлов на внутренних направлениях позволят компенсировать падение в экспортном сообщении

Об этом говорилось на конференции "Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов", состоявшейся 29-30 сентября в Москве.

Экспорт тянет погрузку металлов вниз

На фоне санкций погрузка черных металлов на экспорт по сети РЖД продемонстрировала отрицательную динамику, снизившись по итогам января-августа к прошлогоднему результату на 10,6%, до 17,7 млн т. Отправки сокращались из месяца в месяц.

Так, если в апреле на экспорт ушло 2,5 млн т металлургической продукции, то в августе – уже 1,7 млн т.

Падение поставок черных металлов коснулось рынка Европы (за 8 месяцев перевозки туда упали на 20%), Ближнего Востока и Северной Африки (-4,3%). Помимо западных санкций, влияет общий тренд в мировой экономике: во многих странах наблюдается снижение стоимости стали в связи с замедлением темпов строительства, отмечает исполнительный директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков.

В 2021 году в России произведено 74 млн т сталелитейной продукции. Ожидается, что в 2022-м ее объем сократится до 68 млн т. Следующий год окажется худшим для отрасли. Как прогнозирует управляющий директор сектора металлургии аналитического управления "Открытие Research" Даниил Каримов, будет выплавлено 62 млн т стали, но затем начнется постепенное восстановление производства, прежде всего, за счет увеличения внутреннего рынка.

Безусловно, встает вопрос расширения географии экспорта металлов, в первую очередь за счет развивающихся стран. Экспортный потенциал отечественной металлургии сохраняется, но реализовать его в полной мере не просто из-за высокой конкуренции, рассказывает эксперт. "Страны Ближнего Востока и Северной Африки являются чистыми импортерами, [с потребностью] 20 млн т. Можно экспортировать туда, но там мы сталкиваемся с нашими дружественными партнерами и одновременно конкурентами. Это поставщики стали из Китая, Индии и проч., что важно – поставщики дешевой стали", - говорит Д. Каримов.

Азиатский вектор

В то же время за 8 месяцев 2022 года российским металлургам удалось нарастить поставки в СНГ (+5,6%) и государства Восточной и Юго-Восточной Азии (+12,1%). Вследствие санкционных запретов и ограничений по сбыту в европейские страны, грузоотправители переключились на азиатские рынки, перестраивая свою логистику.

Разворот железорудного сырья и металлов на страны Азии усилил конкуренцию с углем за провозные способности Восточного полигона. До вступления в августе в силу европейского эмбарго угольщики активизировали поставки в адрес северо-западных портов. В свою очередь из-за временной приостановки действия Правил недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре РЖД кузбасский уголь потерял преференции на Восточном полигоне и уступил часть мощностей на этом направлении металлургической продукции.

В январе-августе экспорт черных металлов через Дальний Восток к прошлогоднему уровню вырос на 19%, до 4,1 млн т. В том числе через тихоокеанские порты было экспортировано 3,7 млн т – на 0,6 млн т больше, чем годом ранее. Стоит сказать, потери по экспортным металлам у стивидоров Санкт-Петербурга составили 0,6 млн т (перевалка сократилась до 2,6 млн т), Новороссийска – 0,8 млн т (до 4,4 млн т).

Когда отменили ПНД, ряд компаний, в том числе металлургической отрасли, получили доступ к перевозкам через Восточный полигон, которого ранее не имели, отметил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Это повлияло на динамику отправок металлов в данном направлении. Однако РЖД возобновили выдачу квот кузбасским угольным компаниям при перевозках на Дальний Восток, и уже в августе металлурги перевезли в восточном направлении на 30% меньше, чем в июле.

Свои и близкие

Хотя спрос на перевозки в восточном направлении сейчас опережает скорость развития железнодорожной инфраструктуры, РЖД способны реализовать ряд мер, позволяющих задействовать технологические резервы и принимать к отправлению объемы грузов, которые превышают нормативную провозную способность, плюс продолжается модернизация БАМа и Транссиба. От этой реализации зависят планы по экспорту и у отечественных металлургов.

Другой вопрос связан с дальнейшим спросом на металлы. С одной стороны, Китай, являющийся крупным импортером сырья, в обозримой перспективе начнет снижать потребление металлопродукции из-за сокращения темпов строительства жилья. С другой, эффект могут дать совместные с КНР проекты. В частности, расширение договора о поставках природного газа в Китай потребует строительства трубопровода "Сила Сибири -2", говорит директор по развитию бизнеса и консалтинговой практики MMI Илья Коломеец. Это увеличит спрос примерно на 2-2,5 млн т стали.

Не стоит забывать и о возможностях внутрироссийского рынка. Стоит сказать, внутренние перевозки черных металлов по РЖД за 8 месяцев выросли на 9,3%, до 27,8 млн т. Рост обусловлен как высокими показателями I квартала на фоне продолжающегося постковидного роста экономики РФ, так и перенаправления части объемов с экспорта.

Стимулировать в дальнейшем отрасль поможет активный переход на металлокаркасное строительство, считает И. Коломеец. По его словам, подобная технология в РФ пока не превышает 10-12% от объемов стройки, тогда как во многих развитых странах доходит до 30%.

Развитию спроса на металлопродукцию в стране будет также способствовать реализация федеральных и региональных программ, в том числе по газификации энергетики и реконструкции объектов ЖКХ, пояснил Д. Каримов. Потребность в металлах возрастет и с масштабной модернизацией автодорожного хозяйства. Как известно, общее финансирование соответствующей госпрограммы на 2023-2027 годы превышает 13 трлн руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер03.10.2022