В ОАО "РЖД" выступают за стимулирование перевозок биржевых товаров. Это позволило бы сократить объемы нерациональных поставок, считают в компании.
"Перевозка биржевых товаров, в том числе нефтепродуктов, угля, леса, должна поддерживаться. В том числе и нормативными способами", – заявил на брифинге в конце прошлой недели заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило.
Преимуществами биржевой поставки он назвал гарантию выполнения контракта и полную прозрачность движения товара от продавца к покупателю. Благодаря созданной ОАО "РЖД" совместно с Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржей цифровой платформе "Оператор товарных поставок" участники могут видеть, где в цепочке есть возможности для оптимизации. В системе видны все простои, в автоматическом режиме идут расчеты и выплачиваются штрафы. В результате исчезает необходимость большого числа посредников при покупке биржевого товара.
"Много нерациональных поставок угля, которые связаны как раз с тем, что полная цепочка поставки угля не всегда прозрачна", – рассказал Алексей Шило. В качестве примера он привел доставку кузбасского угля для Дальневосточной генерирующей компании. "Мы 4 тыс. км везем уголь, например, для Хабаровской ТЭЦ, хотя рядом есть свои поставщики, которые вместо этого отправляют уголь на экспорт. Это точно не рациональная перевозка", – отметил топ-менеджер.
Объем поставок из Кузбасса в Дальневосточный федеральный округ за I квартал вырос на 47%. При этом железнодорожный тариф для таких перевозок в три раза выше по сравнению с поставкой по железной дороге от ближайшего месторождения. В итоге эти расходы ложатся на конечного потребителя.
Использование биржевого механизма позволило бы участникам торгов видеть все составляющие цены, в том числе тариф, цену предоставления вагонов, дополнительные платежи и саму цену покупаемого угля. "Нам бы хотелось стимулировать такие поставки, возможно, даже и приоритизацией. Потому что это точно давало бы хороший экономический эффект для страны в целом", – заявил Алексей Шило.
По словам заместителя председателя ассоциации "Надежный партнер" Дмитрия Гусева, важно, чтобы стимулирование распространялось только на товары, поставляемые на внутренний рынок. В противном случае угольщики могли бы проводить экспортные сделки через биржу, получая таким образом несправедливое преимущество.
Для биржевых продаж характерны высокая доля повагонных отправок и непостоянные маршруты. То есть говорить о том, что это технологичные перевозки, не приходится, рассказал "Гудку" генеральный директор компании "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. Поэтому их стимулирование в нынешних условиях едва ли будет способствовать повышению эффективности работы сети.
"С другой стороны, есть большая государственная стратегическая задача – увеличение доли продаж товаров для внутреннего рынка на бирже. И с этой точки зрения логично было бы, чтобы РЖД эту историю тоже поддержали", – отметил эксперт.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
09.04.2024 |