В Экологической и Энергетической стратегиях ОАО "РЖД" на период до 2035 года заложен комплекс мер, ориентированных на низкоуглеродное развитие, обеспеченное снижением выбросов парниковых газов.
"В целях снижения выбросов парниковых газов в холдинге реализуются мероприятия по электрификации участков железной дороги, закупке энергоэффективного тягового подвижного состава, переводу объектов теплоэнергетики на низкоуглеродные виды топлива, совершенствованию технологий управления движением поездов, повышению энергетической эффективности локомотивов и улучшению показателей их использования, улучшению показателей системы тягового электроснабжения. У компании амбициозная цель – достичь углеродной нейтральности к 2050 году", – говорит заместитель начальника Департамента экологии и техносферной безопасности (ЦБТ) Максим Полищук.
Стоит отметить, что и сегодня влияние деятельности ОАО "РЖД" на антропогенный углеродный след незначительно. Выбросы парниковых газов от деятельности крупнейшей российской государственной корпорации составляют менее 1% от общего объема выбросов диоксида углерода (СО2) в стране.
По данным начальника отдела координации деятельности по устойчивому развитию ЦБТ Натальи Карташевой, в ОАО "РЖД" насчитывается 15 тыс. прямых и 13,5 тыс. косвенных источников выбросов. Общий объем выбросов СО2 в 2023 году составил 36,9 млн тонн, из которых прямых – 10,5 млн тонн.
Основная доля прямых выбросов (73%) приходится на тяговый подвижной состав. На втором месте (19%) объекты Дирекции тепловодоснабжения.
Эксплуатационная длина российских железных дорог – 85,6 тыс. км, 44,3 тыс. км из которых электрифицированы (РЖД занимают первое место в мире по протяженности электрифицированных линий). Для перевозки грузов и пассажиров Дирекцией тяги (ЦТ) используются 6166 тепловозов, 7372 электровоза, 173 паровоза. Начальник сектора экологического контроля службы охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ЦТ Ольга Осиповская отмечает, что за 2023 год объем выбросов парниковых газов от тягового подвижного состава сократился на 14% в сравнении с показателями 2022-го. А по итогам 9 месяцев этого года снизился еще на 2,5% к аналогичному периоду 2023-го.
Важную роль в улучшении ситуации играет обновление парка ЦТ. Закупаемые локомотивы новых серий, построенные по техническим требованиям ОАО "РЖД", заметно меньше потребляют энергетических ресурсов в сравнении со старыми машинами.
В ОАО "РЖД" эксплуатируется 1750 котельных на угле, мазуте и дизельном топливе, 6311 – на электроэнергии. По данным главного инженера Центральной дирекции по тепловодоснабжению Натальи Поповой, за период 2021-2023 годов выбросы СО2 от стационарных источников теплоснабжения дирекции сократились на 13,3%.
Значимую роль играет перевод котельных на экологичные виды топлива. Только за последние три года с угля на электроэнергию перешли 59 объектов, с мазута на электроэнергию – пять котельных, с мазута на природный газ – восемь единиц, с дизельного топлива на природный газ – один источник теплоснабжения.
Эффект дают и инновации. В частности, внедрение конденсационных котлов на газовом топливе снижает выброс угарных газов и других продуктов сгорания на 70% по сравнению с традиционными котлами.
"Для достижения цели углеродной нейтральности две трети сокращений выбросов придется делать за счет технологических проектов. Российские леса не смогут обеспечить полного энергоперехода, но могут в этом помочь. Лесоклиматические проекты непросты методологически, но являются одними из самых распространенных климатических проектов в мире", – говорит Наталья Карташева.
По данному вопросу Юго-Восточная дорога тесно взаимодействует с Воронежским лесотехническим университетом, рассматривая возможности реализации лесоклиматического проекта ОАО "РЖД".
В ЦБТ подчеркивают, что в целом внедрение инновационных разработок является одним из важнейших направлений достижения углеродной нейтральности. К поиску решений привлекаются и разработчики других компаний и сфер деятельности. Осуществляемый при содействии Центра инновационного развития ОАО "РЖД" запрос на инновации в рамках повестки низкоуглеродного развития в этом году заключается в поиске предложений по созданию систем улавливания, хранения парниковых газов (в том числе от передвижных источников), методов и средств снижения выбросов загрязняющих веществ от тягового подвижного состава.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
18.11.2024 |