12-02-13 / 2013
Новости отрасли
Перевозкам нефтепродоктов мешает жёсткая привязка их наименований к моделям подвижного состава

Когда входишь в Управление ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", сразу бросается в глаза объявление: "С 6 сентября 2012 года запрещается погрузка бензина газового стабильного в вагоны-цистерны модели 15-1547-03, изготовленные заводом "Азовмаш".

Оказывается, эти цистерны простаивают потому, что в перечне грузов, разрешенных их разработчиком - Головным специализированным конструкторским бюро вагоностроения им. В.М. Бубнова, - к перевозке в них значится не "бензин газовый стабильный", а "бензин стабильный газовый". И пока эти два слова не переставят местами, на станции Новоярославская Северной дороги цистерны модели 15-1547-03 с этим грузом не допустят к движению. А оператор - питерское ООО "БалтТрансСервис" - продолжит нести убытки.

Это лишь один из примеров того, к каким последствиям привело жесткое закрепление перечня наименований грузов за той или иной моделью цистерны.

Впервые такое требование было изложено в "Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума", утвержденных МПС еще в 2003 году. А 5 мая 2012 года Ространснадзор запретил перевозки по железным дорогам грузов, не входящих в перечень разрешенных заводом - изготовителем цистерн.

Предписание Ространснадзора было принято в связи с неоднократными изломами боковыхрам тележек под цистернами, перевозившими не предусмотренные техусловиями заводовизготовителей грузы. Однако, по мнению гендиректора ООО "Славнефть-Логистика" Романа Муничева, груз к изломам никакого отношения не имеет, конечно, при условии соблюдения норматива по весу. Ведь если тележка бракованная, то цистерна может сойти с рельсов с любым содержимым.

- При наливе нефтепродуктов мы не должны быть ограничены моделью цистерны и рассортировывать ее по станции. Сейчас те же цистерны модели 15-1547-03 забивают боковые пути, а формировать состав не из чего, - говорит Роман Муничев.

Такого же мнения придерживается и замдиректора по организации перевозок Ярославского филиала ОАО "ПГК" Рифат Рафиков. Он считает, что, поскольку все наливные нефтепродукты по своим физико-химическим свойствам почти одинаковые, надо закрепить за каждой моделью цистерны не названия, а группы грузов.

К такому же выводу пришла и рабочая группа, призванная решить означенную проблему. На днях ее представители, среди которых работники подразделений ОАО "РЖД" и научных учреждений, руководители машиностроительных заводов и собственники вагонов, побывали на ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", пройдя по всей технологической цепочке отгрузки нефтепродуктов.

По мнению большинства, наливные продукты надо разбить на группы - бензины, керосины и мазуты. При этом название грузов, которые можно перевозить в цистерне той или иной модели, не должно иметь значения. Это значительно увеличит номенклатуру нефтеналивных грузов, которые можно перевозить в цистерне одной и той же модели. Сделать это необходимо еще и потому, что через несколько лет количество производимых НПЗ брендовых марок бензина и дизельного топлива значительно возрастет (об этом заявляли эксперты на конференции "Рынок железнодорожного подвижного состава-2012"). Под каждую из марок специальную цистерну не подберешь. Уже сейчас в перечне нефтепродуктов Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов свыше 200 наименований. И это число увеличивается. В то же время имеющиеся перечни разрешенных к перевозке грузов содержат не более 30 наименований нефтепродуктов.

Начавшаяся работа по разбивке нефтеналива не по названию, а по их физико-химическим свойствам - лишь первый шаг к изменению правил его перевозки. В случае успешного ее завершения члены рабочей группы перейдут к разбивке по этому принципу других химических веществ, производимых российскими предприятиями.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.02.13Диктатура номенклатуры