19-01-19 / 2019
Новости отрасли
Перевозка на экране

Беларусь лидирует в процессе внедрения цифрового обеспечения железнодорожного транспорта.

Белорусская железная дорога (БЖД) внедрила новое мобильное приложение, которое позволяет оформлять и сопровождать перевозки грузов.

Приложение S2 Mobile создано на базе уже существующей на протяжении нескольких лет автоматизированной системы "Электронная перевозка". Разработчиком проекта является Центр защиты информации (филиал БЖД, ЦЗИ). По словам главного инженера ЦЗИ Сергея Сидорова, S2 Mobile предоставляет удаленный доступ к основным элементам функционала АС "Электронная перевозка" с возможностью просмотра, подписи и согласования электронных документов на мобильных устройствах пользователей.

"Набор используемых мобильных функций пользователь выбирает и настраивает самостоятельно в зависимости от своей роли в перевозочном процессе, текущих задач, технических возможностей собственного мобильного устройства и других деталей. Спектр возможностей приложения варьируется от оперативного оповещения об изменении статусов электронных документов (при использовании мобильного телефона с незначительными характеристиками и малой диагональю экрана) до просмотра, подписания, передачи и прочих электронных транспортных документов (при использовании планшета с достаточными пользовательскими параметрами и приемлемыми для восприятия характеристиками экрана)", – рассказал главный инженер ЦЗИ.

Возможность регистрации в мобильном контуре АС "Электронная перевозка", использования приложения S2 Mobile и полноценной мобильной работы предоставлена всем клиентам железнодорожного транспорта Беларуси, имеющим действующий договор с ЦЗИ и использующим сертификаты открытых ключей, изданные удостоверяющим центром БЖД.

Как пояснила "Гудку" начальник службы грузовой работы БЖД Жанна Котова, сертификат открытых ключей позволяет удостоверить данные о владельце и его ключе подписью. Специальный центр сертификации формирует закрытый ключ и собственный сертификат, а также удостоверяет их конфиденциальность.

"Мы это называем флешкой, или носителем электронной подписи. Сейчас такая система чуть ли не на карточке зашита. Если грузоотправитель работает в электронной системе, ему эти ключи сделали уже согласно закону об электронном документообороте", – резюмировала госпожа Котова.

Все регистрационные действия осуществляются удаленно в web-сервисе "Личный кабинет" на сайте ЦЗИ. Основные операции, связанные с выполнением криптографических и регистрационных функций, автоматизированы с доступом к ним через QR-коды (двухмерный штрихкод, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне).

На сайте Центра защиты информации, в web-сервисе "Личный кабинет" и в АС "Электронная перевозка", размещено интерактивное руководство, подробно иллюстрирующее все этапы регистрации и работы в мобильных инструментах. Как отметил Сергей Сидоров, плата за использование мобильной подсистемы АС "Электронная перевозка" и приложения S2 Mobile с клиентов БЖД не взимается.

Однако, как рассказал "Гудку" начальник отдела управления транспортной логистики Белорусского механического завода (БМЗ) Василий Астапенко, БМЗ уже несколько лет пользуется АС "Электронная перевозка" и у грузоотправителя возникли проблемы, которые БЖД не может решить. Завод на сегодняшний день сотрудничает с БЖД лишь частично. Это связано с тем, что в прошлом году руководство БМЗ направило письмо в адрес железнодорожного перевозчика с просьбой решить некоторые проблемы, связанные с электронной системой.

"Дело в том, что работа по этой системе замедляется, тратится слишком много времени для оформления разнородных грузов, и мы выдвинули ряд замечаний. Чтобы оформить документы на один вагон, затрачивается время порядка десяти минут с учетом различных программ и нововведений. Если мы будем сидеть по 10 минут на одном вагоне, далеко не уедем. К слову, на наши претензии до сих пор никак не отреагировали и не исправили недочеты. Сказали, что "занимаются". Сейчас мы частично работаем, но не на 100%", – отметил Василий Астапенко.

Руководство БЖД не дало никаких комментариев по этому поводу.

Жанна Котова сообщила, что, поскольку приложение внедрили неделю назад, пока нет точных данных о количестве участников железнодорожного процесса, использующих его. Сейчас система работает в штатном режиме, никаких нареканий к ее функционалу нет.

"Согласно нормативным актам БЖД мы ввели данную доработку в промышленную эксплуатацию, и у нас есть все документы, подтверждающие ее функционирование", – подытожила госпожа Котова.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152019.01.2019