11-07-17 / 2017
Новости отрасли
Перевозчиков объединяют законом

Минтранс России подготовил проект федерального закона "О прямых смешанных комбинированных перевозках", который определяет порядок взаимодействия транспортных организаций железнодорожной, морской и автомобильной отраслей.

Единый документ не ускорит логистику. Документ размещен на портале государственных нормативно-правовых актов для общественного обсуждения, которое продлится до 28 июля.

Как говорится в пояснительной записке к проекту, Гражданским кодексом РФ закреплены основные условия перевозки в прямом смешанном (комбинированном) сообщении. Они осуществляются по единому транспортному документу, но кодекс не регулирует заключение договоров, взаимную ответственность за исполнение перевозочных обязательств, включая компенсацию убытков логистическим компаниям, возникших по вине других участников перевозочного процесса.

"Отсутствие таких положений является одним из препятствий для повышения доступности услуг по перевозкам в прямом смешанном (комбинированном) сообщении, сокращения сроков доставки и потребительских затрат на перевозки в этом виде сообщения посредством применения транспортно-логистических технологий, а также для повышения темпов формирования и развития транспортных коридоров", – отмечается в записке.

Проект закона готовился на протяжении последних 10 лет, с 2007 года.

По словам заместителя начальника Правового департамента ОАО "РЖД" Алексея Васильева, для железнодорожного транспорта существенных изменений не предполагается. Документ касается условий перевозок по единой транспортной накладной, а эти нормы и раньше регулировались в отрасли. Однако они, как правило, носили временный характер. Теперь условия, содержащиеся в транспортных уставах и кодексах, войдут в комплексный законодательный акт. Хотя не исключено, что это не последняя корректировка документа.

К проекту уже есть претензии у экспертов. Как сообщили "Гудку" в комитете по транспорту и строительству Госдумы, совместно с Минтрансом подготовлены изменения, которые касаются концептуальных положений документа в части приведения его норм в соответствие с международной практикой по оказанию полного комплекса транспортно-экспедиторских услуг – принципом "одного окна". Чтобы клиент, который хочет получить единый транспортный документ, взаимодействовал только с одним оператором, который обеспечит перевозку от двери до двери, гарантированную цену услуги по доставке, а не обращался к десяткам участников транспортировки груза.

По словам члена комитета Виталия Ефимова, привлеченные эксперты, которые рассматривали положения проекта, отмечают, что множественность договоров и после принятия закона сохранится. То есть каждый перевозчик претендует на собственный договор на своем участке, а, кроме непосредственно перевозки и передачи груза, могут возникнуть еще и вопросы складирования, перегрузки и другие операции, к примеру дополнительное комплектование партий. "То есть участников комбинированной перевозки может быть много. И стоит задача освободить клиента от этих проблем, для этого как раз и нужно "одно окно", – отметил Виталий Ефимов.

Депутаты планируют внести изменения в проект на этапе его общественного обсуждения, так как документ на рассмотрение Госдумы будет вносить правительство. И, как правило, в этих случаях он автоматически концептуально принимается в первом чтении. Только после этого будет создана рабочая экспертная группа, определен ответственный за проект и будут разрабатываться поправки. Депутаты рассчитывают, что документ будет закреплен за профильным комитетом.

Как отмечает эксперт-аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев, в настоящее время транспортники заключают соглашения, в которых определен порядок их взаимодействия. Однако эти же вопросы регулируют Кодекс внутреннего водного транспорта, уставы железнодорожного и автомобильного транспорта, которые также имеют статус федеральных законов. В частности, в железнодорожном уставе есть отдельная глава "Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении". Законопроект сводит все это воедино, и после его принятия порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, предусмотренный Водным кодексом и железнодорожным уставом, утратит силу.

Важно, что юридически уточняется понятие прямой смешанной перевозки, дается определение перевозчика и определены требования не только к транспортным организациям, но и к техническим средствам.

"Также вводится перечень пунктов прямого смешанного сообщения, который утверждается Росжелдором на основании обращений транспортных организаций. Он будет публиковаться в сети Интернет. То есть перевозки пассажиров, грузов и багажа в прямом смешанном сообщении осуществляются только между включенными в перечень пунктами. Кроме того, детализируется порядок заключения договоров и регламентируются действия сторон по приемке, передаче, проверке и выдаче грузов. Здесь нет ничего нового, все это обычно и так включается в текст договоров", – говорит Алексей Калачев.

Тем не менее операторы заранее предвидят проблемы. По словам заместителя генерального директора Группы компаний "Термокон-Логистик" Андрея Гречкина, современные сервисы с точки зрения клиентоориентированности предлагают сейчас множество вариантов перевозки по самым грузонапряженным направлениям. К примеру, при отправке груза из центральной части России в Петропавловск-Камчатский, Магадан, Сахалин раньше использовалась накладная прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения (ПЖВС), которая заменяла коносамент. Единый перевозочный документ оформлялся через порт Владивосток либо Ванино. Сейчас от этой практики все отошли, потому что есть целая сеть терминалов и в Москве, и во Владивостоке, которые создают различные конкурирующие сервисы.

"На дальневосточном направлении сейчас стабильное число морских перевозчиков, тем не менее они все частники, и с точки зрения удобства оформления (особенно скоропортящихся грузов) единый перевозочный документ нам кажется избыточным. Мы ничего от этого дополнительного регулирования не получим, так как сейчас нет никаких проблем во внутренних перевозках. Есть договоры перевозки и транспортно-экспедиционного обслуживания, они определяют отношения между экспедитором, грузоотправителем и перевозчиками. В каждом конкретном случае есть законодательство по видам транспорта, закон, который достаточно глубоко защищает грузовладельцев, понятие страхования перевозки груза. Генеральный договор у нормального экспедитора страхует сложные моменты, и вся цепочка перевозки у него закрыта через страховую компанию. У нас, как у консолидирующей сервис организации, есть перевозчик РЖД, перевозчик морской и автомобильный. То есть на первой и последней миле все отношения регулируются соответствующими подзаконными актами", – говорит Андрей Гречкин.

Поэтому идея единого перевозочного документа для разных видов транспорта непонятна, так как на каждый этап выпускается транспортная накладная – автомобильная, железнодорожная и коносамент в электронном виде, а от бумаги уже все в отрасли ушли. В частности, в "Термокон-Логистик" введена единая автоматизированная система управления, которая сама формирует пакет документов утвержденной формы на каждый вид транспортировки. АСУ из внутреннего документооборота автоматически формирует и отправляет заявки тем перевозчикам, которые в ней указаны. В принципе, никакого дискомфорта от отсутствия ЕПД мы не испытываем.

Справка "Гудка"

Прямое смешанное сообщение – это перевозка грузов, пассажиров, багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу, оформленному на весь путь следования или одним видом транспорта, но разными транспортными организациями.

Единый транспортный документ – транспортная накладная, билет, багажная квитанция прямого смешанного сообщения, удостоверяющий заключение договора прямой смешанной перевозки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.07.2017