04-09-24 / 2024
Новости отрасли
Перевозчики готовят сани или про созависимые отношения в логистике

Почти вдвое, до 40%, подняли ставки автоперевозчики в декабре 2023 года: стоимость изотермической фуры из Москвы до Уфы достигала 350 тыс. руб., а обычно – не более 240 тыс. Фрахт фур производители и поставщики начали уже в конце лета 2024 года. Об этом РЖД-Партнеру рассказали участники рынка.

Битва за клиента

Перевозчики объявили начало сезона битвы за клиента, об этом РЖД-Партнеру рассказали участники рынка. И тут же добавили, правила, которые действовали в прошлом году – не работают. В 2023 году клиента поучал тот, кто предложил меньшую цену, а этом – тот, кто помимо самой низкой цены предложит максимальный набор функционала и самое высокое качество доставки: скорость, своевременность, оперативность оформления и возврат документов, хороший фулфилмент, полноценный терморежим и другие составляющие, об этом заявляет Юрий Коробейников, директор по продажам федеральной транспортной компании "Скиф-Карго".

"При общении с нашими корпоративными клиентами мы все чаще видим, что логистика – это единственное направление в бизнесе, на котором компании еще могут сэкономить. Производители и дистрибьютеры максимально удешевили упаковку, паллеты, оптимизировали производство. Качество товаров ухудшить нельзя. Поэтому остаются только "игры" с перевозчиками", – рассказывает Коробейников.

Сегодня главным лозунгом любого логиста становится "оптимизация и цифровизация", продолжил он. Под ними понимается необходимость использовать современные сортировочные ленты, изменение логистических маршрутов, выбор надежных подрядчиков. За последние пять лет компании-лидеры рынка шагнули в эту сторону существенно, несмотря на рост затрат на топливо, содержание транспорта и персонала.

Созависимые отношения

В логистике сформировался замкнутый круг созависимости: повышать цены ритейлер не рискует, а понижать – не может. А продавать себе в убыток никто не будет, поэтому он ищет перевозчика, способного обеспечить невысокие затраты на перевозку. Пока все это взаимодействие похоже на дружбу черепахи и змеи – пока одни не кусают, вторые не сбрасывают в воду, иронизирует Коробейников.

"Может быть, это и хорошо. Речь уже не идет про сверхзаработок. Скорее про качественно выполненную работу и оплату по ценам рынка", – продолжает он.

Сверхзаработок, по мнению грузовладельцев, перевозчики поулчили в конце 2023 года, когда подняли ставки до 40%: фура c рефрижератором из Москвы до Уфы оценивалась в 350 тыс. руб., месяц ранее ее предлагали за 240 тыс. руб.

Логистические компании и ритейлеры пошли на непредвиденные расходы. Но в 2024 году они не хотят повтора. Со слов участников рынка крупные производители и поставщики уже зафрахтовали фуры вплоть до января, чтобы, во-первых, точно знать, что их товар будет отгружен, а во-вторых, оплатить доставку по текущим ценам. Мы как логистическая компания уже точно знаем, сколько нам потребуется фур, рефрижераторов, обычных грузовиков и водителей, говорит Коробейников.

"План – до конца января 2025 года. Данные, предоставленные клиентами – учтены. Они уже спрогнозировали новогодний объем перевозимых грузов. Тендеры еще проводятся, но к сентябрю все контракты уже будут подписаны, поэтому мы со своей стороны не прогнозируем резкого повышения цен", – пояснил Юрий Коробейников.

Если осенью-зимой появятся новости о том, что логисты взметнули цены, то скорее всего речь будет идти про какую-то конкретную логистическую компанию, добавил он. Но на данный момент перевозчики обещают, что все под контролем, штат укомплектован, запчастей хватает и каких-то непредвиденных ситуаций быть не должно. Более того, подготовки к сезону ждут и от перевозчиков.

Импортозамещение

"Если раньше в чатах профессиональных сообществ логистов мы обсуждали, где взять лишний контейнер или фуру, то сегодня главный вопрос – кто поможет оплатить товар китайским или другим поставщикам. Вопросы непосредственно логистики отходят на второй план", – признался Юрий Коробейников.

Для решения этой проблемы, а также для замены импорта российские компании выкладывают на полки товары под собственными торговыми марками. Производители замещают конфеты, обсыпанные кокосовой стружкой, с орехами внутри, духи с узнаваемым ароматом табака и ванили, шоколад с огромным количеством арахиса и многое другое. ВкусВилл, "Азбука вкуса" тоже приучили к товарам собственного производства высокого качества, перечисляет Коробейников.

"Пока паниковать точно не стоит. В мае на отраслевой конференции одно аналитическое агентство предсказало повышение затрат на логистику под конец 2024 года примерно на 40%. Перевозчики с этим не согласились. Более того, уже сейчас можно сказать что в некоторых контрактах удается даже снизить цены", – резюмирует эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер04.09.2024