26-05-18 / 2018
Новости отрасли
Перевозчикам предложат IRIS

Машиностроители хотят единую стандартизацию с операторами.

На заседании Совета по качеству железнодорожных операторов российская сторона предложила доработать систему качества IRIS так, чтобы ею могли пользоваться железнодорожные перевозчики и операторы.

Как пояснил "Гудку" вице-президент некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники" (НП "ОПЖТ") Владимир Матюшин, стандарт IRIS очень хорошо зарекомендовал себя в Европе, где сейчас уже применяется повсеместно. Поэтому речь идет о том, чтобы вместе с производителями железнодорожной техники его применяли и перевозчики.

В заседании Совета по качеству железнодорожных операторов приняли участие представители ОАО "РЖД", НП "ОПЖТ", "Немецких железных дорог" (DB AG), "Швейцарских федеральных железных дорог" (SBB-CFF-FFS), Национального общества железных дорог Бельгии (SNCB), "Голландских железных дорог" (NedTrain), Японской восточной железной дороги (JREast).

Разработанный Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE), стандарт IRIS базируется на международном отраслевом стандарте ИСО 9001, приспособленном к железнодорожной промышленности. Он определяет требования к системе менеджмента бизнеса, в том числе и порядок взаимодействия между заказчиками и поставщиками, и базируется на различных методах контроля и гарантий. В частности, просчитанный риск-менеджмент, жизненный цикл изделия и другие методы. По сути, это единая нормативно-правовая база проектирования, внедрения, сертификации, применения систем менеджмента качества и безопасности у поставщиков технических систем и средства железнодорожного транспорта. Сейчас ряд машиностроительных предприятий России, которые производят железнодорожную технику, уже сертифицированы по стандарту IRIS.

По словам Владимира Матюшина, заводы, которые добровольно применяют этот стандарт, берут на себя дополнительные обязательства по обеспечению качества продукции. Естественно, это требует определенных затрат, однако система позволяет выявлять потенциальные риски еще на ранних стадиях производства.

"Предприятия, где производятся локомотивы и вагоны, – это одна техническая система, а те, которые эксплуатируют эту технику, – это все-таки другая, – говорит первый заместитель Центра технического аудита ОАО "РЖД" Олег Сеньковский. – Поэтому, чтобы эксплуатирующие подразделения могли серфицироваться на стандарт IRIS, его необходимо серьезно доработать с учетом другой специфики".

В ОАО "РЖД" "Гудку" сообщили, что пока речь идет о том, чтобы определиться с необходимостью такой доработки для всех перевозчиков на уровне высшего руководства. Затем это решение нужно будет согласовать с советом ИСО, который и является разработчиком и держателем данного стандарта.

В рамках совещания проработан проект соглашения по вопросу создания международного органа по управлению качеством продукции в железнодорожном секторе и контролю качества внедрения IRIS. В него войдут представители железнодорожных администраций, владельцы инфраструктуры и операторы железных дорог, а также компании "Сименс", "Альстом", "Бомбардье Транспортейшн", "Кнорр-Бремзе" и ряд других. Подписание соглашения руководством всех компаний намечено провести во время международной выставки InnoTrans 2018, которая пройдет в сентябре этого года в Берлине.

Официально этот орган будет иметь контролирующие функции по выполнению требований регламентов, но в случае согласия совета ИСО на доработку стандарта IRIS примет участие в этой работе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152026.05.2018