03-06-20 / 2020
Новости отрасли
Перевозчик станет экспедитором

Министерство транспорта РФ доработало проект федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках", который определяет порядок взаимодействия транспортных организаций железнодорожной, морской и автомобильной отраслей. Участники рынка предлагают масштабировать применение единой накладной и на другие страны. Документ опубликован на федеральном портале нормативно-правовых актов regulation.gov и сейчас проходит публичные обсуждения, которые завершатся 11 июня.

Согласно тексту законопроекта, для организации смешанных перевозок все участвующие в процессе транспортные организации должны заключить между собой соглашение, в котором распределяются обязанности и ответственность, определяется механизм расчета, а также порядок передачи груза с одного вида транспорта на другой и рассмотрения претензий от заказчиков.

Минтранс РФ также разработал проект единой транспортной накладной (ЕТН), которая будет содержать информацию о размере провозных платежей на каждый участок пути. Это сократит объем документации, ускорит процесс оформления перевозки и сделает расчеты более прозрачными для заказчика услуг.

Руководитель Департамента железнодорожных перевозок группы компаний AsstrA Андрей Сулла поддерживает инициативу Минтранса, поскольку на сегодняшний день не существует единого законодательного документа, регулирующего отношения сторон при осуществлении смешанных отправок.

"Данный вид перевозок востребован за счет того, что он позволяет оптимизировать ряд логистических издержек, поэтому важно поддерживать развитие комбинированного сервиса на законодательном уровне. То, что накладную можно будет оформить в электронном формате, оптимизирует документарное сопровождение перевозки и упростит взаимодействие между грузоотправителем, экспедитором и перевозчиком. Важно, чтобы все страны приняли этот проект, ведь использование ЕТН только лишь на территории России значительно снижает значимость принятия законопроекта", – отметил он.

В отличие от предыдущей версии законопроекта (от 2018 года) новая подробно описывает, кто из участвующих в доставке перевозчиков отвечает за соблюдение контракта.

Документ включает отдельную статью "Договор прямой смешанной перевозки", которая предусматривает, что договор (разовый или регулярный) заключается между грузоотправителем или грузополучателем и основным перевозчиком, который выполняет роль экспедитора.

В обязанности основного перевозчика входят организация доставки груза разными видами транспорта и его выдача в пункте назначения. Для этого он сможет привлекать последующих перевозчиков, с которыми подписано соответствующее соглашение.

При этом перевозчик, с которым клиент заключает договор, несет ответственность, в частности, за повреждение или утрату груза. Именно он возмещает ущерб и только потом может обратиться с обратным требованием к тому, на чьем участке маршрута случилось происшествие. В версии 2018 года ущерб должен компенсировать конечный перевозчик, который будет отгружать товар в пункте назначения. Кроме того, регулировались случаи, когда невозможно определить виновную сторону. Тогда ответственность в равной степени ложилась на все причастные транспортные предприятия. Этот пункт исключен из последней редакции.

Также в доработанный проект внесена статья "Плата за перевозки", где отмечается, что отправитель или получатель груза осуществляет расчет, расплачивается за весь путь доставки с основным перевозчиком, после чего тот расплачивается с другими транспортными компаниями.

По словам ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, закон будет способствовать всеобъемлющему страхованию прямых смешанных перевозок.

"Отношения между всеми участниками перевозочного процесса могут стать более жесткими, они будут стремиться исправно выполнять свою часть обязательств от и до, чтобы к ним не было никаких претензий с чьей-либо стороны, пока они осуществляют транспортировку", – отметил он.

Однако не все участники рынка удовлетворены новой версией законопроекта.

По словам исполнительного директора саморегулируемой организации Союз участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава (СОЖТ) Алексея Дружинина, организация видит неоднозначность данного проекта и позиция СОЖТ будет дополнительно обсуждаться в рамках рабочей группы по нормотворчеству.

"Сегодня мы видим, что действующее законодательство, в том числе ГК РФ, позволяет транспортным организациям заключать соглашения об организации прямых смешанных (комбинированных) перевозок. При этом статистические данные или иные материалы, подтверждающие наличие каких-либо проблем, сопряженных с отсутствием регулирования, предлагаемого проектом акта, разработчиками законопроекта предоставлены не были", – пояснил эксперт.

Он также добавил, что одной из задач законопроекта является сокращение затрат грузоотправителей на перевозки в этом виде сообщения посредством применения транспортно-логистических технологий.

"Уже сейчас многие компании используют информационные технологии, которые позволяют выстраивать оптимальные транспортные маршруты, осуществлять оперативную коммуникацию между грузоотправителями и перевозчиками. Вместе с тем в законопроекте отсутствуют положения, направленные на принятие каких-либо экономических мер. Так как в каждом виде сообщения уже применяются транспортно-логистические технологии и определен свой размер провозной платы, остается неясным, за счет чего перевозчики могут снизить стоимость при прямых смешанных (комбинированных) перевозках", – сказал он.

По словам руководителя отдела интермодальных перевозок логистической компании "ДАКСЕР" Михаила Русакова, уже сейчас многие экспедиторские компании, осуществляющие смешанные грузовые перевозки, используют документ ("домашний коносамент"), который отображает движение груза из пункта А в пункт Б с использованием нескольких видов транспорта.

"Он предназначен для грузовладельцев и для таможенного оформления грузов. При издании такого "сквозного документа" экспедитор не освобождается от необходимости оформления транспортных накладных на каждый отдельный участок перевозки, поэтому при необходимости может предоставлять их грузовладельцам или иным лицам, представляющим их интересы. Логично предположить, что и при введении ЕТН данная практика сохранится", – резюмировал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.06.2020