05-02-19 / 2019
Новости отрасли
Перевес в пользу вагонов

В Ростовской области и Краснодарском крае продолжаются акции протеста водителей грузового автотранспорта, недовольных снижением цен на перевозки зерновых грузов. Сложившаяся ситуация открывает окно возможностей для железнодорожного транспорта и позволяет привлечь дополнительные объемы таких грузов на коротком плече перевозок.

Снижение спроса на перевозки зерна может сыграть на руку железной дороге. По информации Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД", объемы погрузки зерновых грузов в направлении портов юга России в 2018 году достигли 11,2 млн тонн (+2,2 млн тонн, или +24,8% по сравнению с 2017 годом). Однако по итогам января 2019 года этот показатель составил около 0,8 млн тонн (–0,2 млн тонн, или 19,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Одной из причин этого снижения стали погодные условия – по их вине сложилась неблагоприятная навигационная обстановка, которая повлекла простой вагонов на припортовых станциях. Кроме того, эксперты утверждают, что снижение связано со снижением урожая по сравнению с рекордным позапрошлым годом. Заместитель директора по аналитическим исследованиям ПАО "Научно-производственная "Объединенная вагонная компания" Лейсана Коробейникова отметила, что, несмотря на рост погрузки зерна в целом по сети РЖД по итогам 2018 года до 27,1 млн тонн (+22,6% к уровню 2017 года, максимальный показатель за последние 10 лет), уже с сентября объемы экспорта пошли на снижение.

"Причина такого изменения – в рекордном урожае 2017 года, который позволил отправить излишки зерна на экспорт и создать высокие переходящие запасы, а также в умеренном урожае 2018 года", – констатировала эксперт.

В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) считают, что в 2019 году погрузка зерна продолжит расти, однако темпы роста существенно сократятся.

"Погрузка зерна в 2019 году может составить 28–29 млн тонн. Теоретически ограничить погрузку могут несколько факторов – отмена ОАО "РЖД" скидки в рамках тарифного коридора с 1 января 2019 года, неблагоприятная конъюнктура на внешнем рынке, высокая загрузка железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам юга и меньший урожай зерна", – отметил руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМа Александр Слободяник.

Цены на перевозку зерновых грузов автотранспортом кратно снизились по сравнению с цифрами прошлого года (в среднем с 1,7 тыс. руб./тонна до 500 руб./тонна). В Национальной ассоциации грузового автотранспорта "Грузавтотранс" считают, что такая ситуация толкает водителей на правонарушение – заставляет возить грузы с серьезным перевесом, чтобы сохранить рентабельность перевозок.

"Это приведет к тому, что законопослушным водителям придется уйти с рынка, а перевозками будет выгодно заниматься только правонарушителям. В январе с просьбой взять вопрос на особый контроль президент ассоциации Владимир Матягин написал обращения премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, министру транспорта Евгению Дитриху и министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву. Ответа пока не поступило.

"Сейчас мы готовим предложения, которые позволят создать добросовестную конкуренцию, справедливую цену на услуги, а также исключить опасную перегрузку автомобилей. Ситуация, мы надеемся, скоро стабилизируется, но это станет возможным, только если органы исполнительной власти подключатся к процессу, уделят этому серьезное внимание, так как именно они регулируют исполнение законодательства в этой сфере", – сообщил "Гудку" Владимир Матягин.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский отметил, что текущие цены на автоперевозку аномально низкими назвать нельзя – они просто вернулись к уровню умеренного спроса, который существовал на рынке до вывоза рекордного урожая 2017 года.

В свою очередь, генеральный директор железнодорожного оператора ООО "Технотранс" Виктор Чуйкин также обратил внимание на то, что как российские, так и зарубежные автоперевозчики (к примеру, представители азербайджанских и китайских компаний), работающие в регионе, возят с серьезным перевесом – до 60 тонн на машину при норме в 25 тонн.

"Если сейчас к проблеме с перегрузкой будет привлечено дополнительное внимание и правоохранительные органы будут жестче следить за весовым контролем, это может вернуть на какое-то время зерновые грузы на короткое плечо железнодорожного транспорта", – считает Виктор Чуйкин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.02.2019