03-08-23 / 2023
Новости отрасли
Перестроечный год

С прошлого Дня железнодорожника холдинг сделал разворот на восток и в страны Азии

В 2022 году участники железнодорожного перевозочного процесса России столкнулись с глобальными переменами. По причине запретов от недружественных стран и нарушения ими обязательств логистика страны претерпела значительные изменения, грузоотправители были вынуждены искать новые рынки сбыта продукции, что способствовало выстраиванию альтернативных маршрутов. На фоне этих событий ОАО "РЖД" смогло адаптироваться и показать хорошие результаты грузовых перевозок.

Коридор Север – Юг

Одним их основных направлений деятельности холдинга стало развитие международных транспортных коридоров (МТК). В ноябре прошлого года логистический оператор "РЖД Логистика" предложил грузоотправителям новый регулярный контейнерный сервис на МТК Север – Юг, проходящий по восточному маршруту коридора. Месяцем позже партнеры из Казахстана, Туркменистана и Ирана совместно с ОАО "РЖД" согласовали единые пониженные тарифы для перевозки контейнеров по этой ветке коридора Север – Юг. Их действие началось в январе и продолжается по сей день.

Позднее, в феврале 2023 года, главы правительств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подписали документ, который предполагает развитие проекта "Евразийский агроэкспресс". Инициатива сопряжена с перевозками на всех трех ветках МТК Север – Юг и направлена на укрепление продовольственной безопасности ЕАЭС.

В мае в Тегеране состоялось подписание межправительственного соглашения между Россией и Ираном о совместном строительстве железной дороги Решт – Астара. Общая стоимость реализации проекта составит 1,6 млрд евро.

Согласно документу, стороны будут совместно финансировать проектирование, строительство, а также поставки товаров и услуг. Протяженность линии Решт – Астара составит 170 км. Предположительный срок строительства – не менее трех лет. Новый железнодорожный участок позволит соединить линии, расположенные на западной ветке МТК Север – Юг.

По словам главы государства Владимира Путина, транспортная артерия Север – Юг, частью которой станет железная дорога Решт – Астара, поможет существенно диверсифицировать глобальные транспортные потоки. Перевозки по новому коридору будут обладать значительными конкурентными преимуществами, в частности сократится время доставки товаров. Очевидна и экономическая выгода для России и Ирана. Доходы, получаемые от перевозки товаров, и более интенсивная загрузка портов стимулируют становление и рост сопутствующих видов бизнеса. Потребуется формирование крупных логистических и производственных кластеров, появятся новые рабочие места.

Вектор движения

Перевозки товаров в первую очередь показали рост на восточном направлении. Так, в конце 2022 года открыто движение по новому мосту через Амур на участке Нижнеленинское – Тунцзян. По переправе отечественные грузоотправители начали возить товары на экспорт в Китай. Впоследствии пункт пропуска перевели на круглосуточный режим работы, а в июле 2023 года на этом участке железной дороги запущен первый импортный поезд. Оператором отправки выступила российская компания "РЖД Бизнес Актив".

Отметим, что сухопутные и мультимодальные перевозки со странами Юго-Восточной Азии и Китаем побили все исторические рекорды.

По данным таможенного управления КНР, товарооборот России и Китая за первое полугодие 2023 года вырос на 40,6% ($114,54 млрд). Об этом свидетельствуют и грузовые показатели. В конце прошлого года на ДВЖД зафиксирован наивысший показатель погрузки за последние 10 лет: за сутки 10 ноября 2022 года погрузили более 4 тыс. вагонов общим весом 239,8 тыс. тонн, а уже в декабре был достигнут максимум погрузки контейнеров в морских портах и терминалах Приморья – 4 тыс. ДФЭ (20-футовый аналог). Позднее, в июле этого года, на ДВЖД был установлен максимум по суточным отправкам контейнеров в полувагонах – на 594 полувагона пришлось 1188 ДФЭ в составе 10 поездов.

Всего же за год, прошедший с августа 2022 года, компания перевезла в общей сложности 1,24 млрд тонн грузов.

Летом во время своего выступления на ПМЭФ-2023 президент РФ Владимир Путин отметил успешную совместную работу Правительства РФ и ОАО "РЖД", которые смогли оперативно увеличить вывоз контейнеров с Дальнего Востока.

"В итоге удалось ликвидировать заторы и снизить загруженность дальневосточных терминалов, в целом упростить поставки товаров и комплектующих из стран Азии", – сказал президент на пленарном заседании.

Продукция в пути

Геополитическая ситуация сказалась и на перевозках отдельных номенклатур. Отправки зерна в этом году демонстрируют рекордные показатели: за январь – июль рост в 45,4% год к году, до 17,4 млн тонн. Динамика отправок данной номенклатуры в российские порты показала рост в 2,7 раза.

Особенно выделяется погрузка зерна в порты Юга – 6,5 млн тонн за семь месяцев 2023 года. Эксперты связывают это с рекордным урожаем зерновых в прошлом году.

Сотрудничество с малым и средним бизнесом

Оcобое внимание холдинг уделил поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). ОАО "РЖД" и АО "Почта России" протестировали новый сервис для представителей МСП "Сотовый контейнер". Он помогает грузоотправителями покупать необходимый фиксированный объем в контейнере в почтовом поезде "Россия". В этом году ОАО "РЖД" заключило свой первый офсетный договор с победителем отбора по итогам участия малого и среднего бизнеса в программе "выращивания" холдинга.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.08.2023