Ротация кадров в правительственных структурах в 2024 году усилила позиции железнодорожного направления. Вместе с тем сложившийся пазл в регуляторной среде нацеливает на выдвижение на первый план вопросов финансовой устойчивости перевозчика, а тема поиска взаимопонимания с участниками рынка пока отодвинута на более отдаленную перспективу.
Перестановки начались с назначения в конце весны заместителем председателя правительства РФ Виталия Савельева, с 2020 года возглавлявшего Минтранс РФ, куда он перешел с поста генерального директора "Аэрофлота". В наследство В. Савельеву досталось курировать транспорт.
Более глубокая специализация прояснилась после его назначения в июне главой совета директоров ОАО "РЖД". "Я буду отвечать за строительство Восточного полигона", – так В. Савельев определил основной для себя приоритет, отвечая на вопрос журналистов в кулуарах ПМЭФ-2024 о том, какое направление он будет курировать прежде всего, будучи вице-премьером.
Ранее, с 2020 года, совет директоров ОАО "РЖД" возглавлял Андрей Белоусов, в мае сменивший должность первого вице-премьера РФ (курировал среди прочих тем развитие транспорта) на пост министра обороны РФ. Так что все тут было уже отлажено и предопределено. В. Савельев, когда занял кресло руководителя совета директоров холдинга, дал понять, что готов действовать исходя из того, что устойчивое финансовое положение РЖД и предлагаемая холдингом инвестпрограмма создают условия для развития всех взаимосвязанных отраслей экономики и промышленности, а также полностью обеспечат транспортную доступность для населения. Таким образом, ОАО "РЖД", как и в предыдущий период, позиционировалось как финансово устойчивая и социально ориентированная компания. Отсюда ее руководством и определялись дальнейшие ориентиры развития железнодорожной отрасли.
Министром транспорта РФ стал Роман Старовойт, прошедший путь от первого заместителя председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга до руководителя Росавтодора и губернатора Курской области. Соответственно, он по инерции больше внимания уделял вопросам обустройства автомагистралей. И результаты говорят о том, что здесь в 2024 году удалось выйти на показатели, которые, по оценке президента РФ Владимира Путина, даже чуть лучше заданной цели. В частности, 85% дорог в крупнейших агломерациях уже на начало декабря были приведены в нормативное состояние.
По ходу ведения министерских заседаний под руководством Р. Старовойта чувствовалось: на них тон задают профессионалы. Это объяснялось во многом тем, что заместителем министра транспорта России, курирующим железнодорожный транспорт, с июня 2024 года был назначен Алексей Шило, ранее возглавлявший ЦФТО и коммерческий блок ОАО "РЖД". Он занял особое место в обновленной парадигме Минтранса РФ. В ней первый замминистра Валентин Иванов – дорожный строитель, выходец из СПб ГУ "Дирекция транспортного строительства" и подведомственных Росавтодору учреждений.
Любопытно, что В. Иванов в 2018- 2019 гг. занимал должность председателя Комитета транспорта и автодорог Курской области. Сейчас у Р. Старовойта восемь заместителей, роли которых корреспондировались со спецификой их прежних должностей. Как однажды заметил Р. Старовойт, практически весь руководящий состав Минтранса был ему знаком: с кем-то он прежде работал, с кем-то пересекался. Соответственно, в плане кадров серьезных изменений не предполагалось. Разве только в рамках "точечной донастройки".
Назначение А. Шило в июне текущего года стало одним из таких звеньев, отметил источник, знакомый с ситуацией в отрасли: требовалось "приглядеть за вольницей" в железнодорожном сегменте. А чтобы облегчить данную задачу, ему в помощь добавили другого выходца из ОАО "РЖД" (бизнес-блок "Железнодорожные перевозки и инфраструктура") – Александра Сахарова, который сел в кресло руководителя Росжелдора, назначенный на эту должность в конце августа 2024 года.
Участники рынка усмотрели тут некие параллели: в свое время Р. Старовойту пришлось заниматься улучшениями в сфере строительства авто дорог в Санкт-Петербурге при крайне ограниченном бюджете на эти цели. Считается, что он с подобной задачей справился. В свою очередь, А. Сахаров пытался выстроить бюджетирование строек ОАО "РЖД", также исходя из принципов экономии. Правда, инвестпрограмма РЖД на 2025 год запланирована со значительным снижением к объему предыдущего года. Так что А. Саха рову придется решать непростые задачи.
В целом же отметим, что в министерстве на ключевых позициях сконцентрировалось необычно много выходцев из железнодорожной монополии.
Это создает риски возникновения дисбалансов на сети при регулировании взаимодействия монопольного и рыночного сегментов из-за искушения разворачивать решения в пользу перевозчика. Особенно когда в центре внимания в 2025 году останется в виде первоочередной задачи обес печение финансовой устойчивости перевозчика. Это важно. Но не менее важно обеспечить гармоничность развития железнодорожного рынка.
По ходу ведения министерских заседаний под руководством Р. Старовойта чувствовалось: на них тон задают профессионалы. Это объяснялось во многом тем, что заместителем министра транспорта России, курирующим железнодорожный транспорт, с июня 2024 года был назначен Алексей Шило, ранее возглавлявший ЦФТО и коммерческий блок ОАО "РЖД"
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 24.12.2024 |