03-11-11 / 2011
Новости отрасли
Перешедший собственникам вагонный парк используется компаниями-операторами в своих интересах, что приводит к росту порожнего пробега

Виктор Галабурда, профессор МИИТА: А вот ожидаемого снижения транспортной нагрузки на экономику за счет конкуренции не произошло. К сожалению, собственники вагонов стараются получать прибыль не столько за счет качества сервиса, сколько за счет выбора более выгодной транспортной связи.

Считаю, что проблемы оптимального использования железнодорожной инфраструктуры надо решать на общенациональном уровне. При этом важно сохранить единый процесс оперативного планирования грузовых перевозок в системе ЦФТО на основе агентских соглашений и на правах аренды, несмотря на несогласие с этим некоторых собственников вагонов. Несомненна эффективность централизованного управления вагонным парком диспетчерами ОАО "РЖД" на общей инфраструктуре огромного пространства нашей страны.

Ведь благодаря этому можно сократить объем нерациональных встречных и чрезмерно дальних перевозок грузов.

По расчетам, он достигает сейчас 10% годового грузооборота железных дорог. Операторы вагонов не видят общей картины грузопотоков в стране, поэтому выбирают в основном случайные или привычные связи с грузоотправителями.

В результате у нас на каждый доллар ВВП приходится более 4 ткм в год, а в США - в четыре раза меньше при сопоставимых объемах перевозок. Интересы отечественной экономики требуют более эффективного использования транспортных ресурсов. Нужно активно вести маркетинговые исследования для прогнозирования спроса на услуги железных дорог. В ЦФТО действуют система ЭТРАН и электронная торговая площадка, позволяющие операторам вагонов выбрать наиболее эффективные транспортные связи, в том числе и для загрузки порожних направлений.

Однако отсутствует оптимизация материальных потоков, не ведется работа по устранению нерациональных перевозок. В этой связи нужно вести маркетинговый анализ складывающихся транспортных связей и разрабатывать оптимальные схемы грузопотоков на основе транспортно-экономических балансов регионов по основным видам товарной продукции. Предлагаемые оптимальные экономические связи между грузоотправителями и грузополучателями необходимо согласовывать с потребителями транспортных услуг.

В этой работе должны принимать участие представители Минэкономразвития и предприятий грузообразующих отраслей. Целесообразно создать объединенный маркетинговологистический совет в системе фирменного транспортного обслуживания с участием представителей собственников вагонов, отраслевых экспедиторов и транспорта. Основными задачами такого органа должны стать разработка стратегических (квартальных и годовых) и оперативных (месячных) планов оптимальных грузопотоков и подготовка рекомендаций по созданию маркетинговых продуктов и логистических схем доставки грузов. Критерием оптимизации нужно принять минимум производственнотранспортных издержек или времени доставки груза.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.11.11Оптимизация грузопотоков