11-02-15 / 2015
Новости отрасли
Переправа лучше транзита

В Госдуме на рассмотрении находится законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Введение этих поправок может привести к притоку грузов.

От скопления вагонов в Балтийске и Усть-Луге избавит работа обезличенным парком. Правительство внесло в нижнюю палату парламента этот документ в конце января. Изменения направлены на сокращение финансовых и временных издержек предпринимателей. Ведь одним из пунктов законопроекта значится установление отдельного порядка совершения таможенных операций в отношении товаров Таможенного союза, перемещаемых морским транспортом между автомобильно-железнодорожно-паромным терминалом морского порта Калининград в Балтийске и морским портом Усть-Луга. Там работают паромы «Балтийск» и «Амбал», принадлежащие двум судовладельцам.

После введения поправок на Октябрьской и Калининградской дорогах ожидают притока грузов. По мнению заместителя начальника Калининградского ТЦФТО по транспортному обслуживанию Олега Нецветайло, сократятся время прохождения таможенных процедур и, соответственно, расходы, что еще более повысит привлекательность железнодорожных перевозок на линии Балтийск – Усть-Луга.

Впрочем, в ТЦФТО уже отметили почти двукратный (93,5%) рост объема перевозок в паромном сообщении в 2014 году по сравнению с 2013-м (1,033 млн тонн против 534 тыс.). Объем прибывающих в Балтийск из Усть-Луги грузов вырос на 62%. Но больше всего – на 255% – перевозки выросли из Балтийска. В основном за счет грузов ЗАО «Содружество-Соя», одного из ключевых клиентов Калининградской магистрали, которому под гарантию увеличения объемов ОАО «РЖД» предоставило скидку с тарифа на перевозку в рамках предусмотренных в таких случаях ценовых коридоров.

«Кроме того, у клиентов, которые возили грузы по железной дороге через Литву и Белоруссию в Россию, составляющая транзита увеличилась из-за роста курса доллара и евро, – уточнил Олег Нецветайло. – Потому внимание на паромы переключили даже отправители небольших партий продовольствия, стройматериалов, которые раньше «ехали по суше». За перевозки паромом взимается плата в рублях, а по иностранным транзитным дорогам – в валюте. И если раньше паромы уходили из Балтийска недогруженными, то со второй половины прошлого года они каждый рейс отправлялись практически полными».

Аналогичная ситуация и на другой стороне переправы. В январе на станции Лужская в очереди на паром стояло больше 600 вагонов, отметил начальник отдела организации перевозок внешнеторговых грузов Логистического центра Октябрьской дирекции управления движением Станислав Нечай.

Одна из причин, вызвавших скопление вагонов, – адресация груза на тот или иной паром.

«На паромных терминалах приходится постоянно сортировать вагоны – одни на «Балтийск», другие – на «Амбал». Ведь если грузовладелец подал заявку на перевозку «Балтийском», то его груз будет дожидаться именно его. А ситуации бывают разные, и лучше, чтобы, к примеру, недогруженный «Амбал», уходя в рейс, мог забрать часть груза с перегруженного «Балтийска». Тем более что ставка тарифа на перевозку у судовладельцев одинаковая», – рассказал Олег Нецветайло. «Приоритет отдается грузам на тот паром, на который подана заявка, – рассказал Станислав Нечай. – Но, к сожалению, морские перевозчики пытаются провести заявленный объем без учета общего наличия груза, ожидающего перевозки, и сроков доставки. Поэтому нередки ситуации, когда на один паром вагоны идут с ходу, а на другой есть избыток груза».

Калининградский ТЦФТО направил предложение обслуживать линию паромов обезличенным парком в Центр фирменного транспортного обслуживания.

Директор паромной линии Усть-Луга – Балтийск – Засниц Максим Бушняк пояснил «Гудку», что обезличенным парком не позволяет работать неравномерная погрузка. При этом он подчеркнул, что такая технология была бы выгодна и ускорила обработку составов. «Нам не придется выбирать, что грузить, – отметил Максим Бушняк, – будем брать первые вагоны, которые стоят на подходах. Это выгодно экономически: чем больше вагонов перевез, тем больше заработал».

Грузовладельцы тоже не против работы по такой технологии, но на определенных условиях. «По большому счету не принципиально, каким именно паромом будет отправляться мой груз, главное – корректность исполнения заявок на перевозку, – отметил исполнительный директор ООО «Балтсервис» (подразделение ГК «Содружество») Василий Чекан. – Но необходимо исключить возможность ситуации, когда груз того или иного грузовладельца необоснованно отставляется в конец «очереди», а кто-то получает преимущество».

Вместе с тем, по словам Василия Чекана, он предпочел бы иметь договор с конкретным перевозчиком, чтобы можно было требовать точного исполнения условий по срокам доставки, сохранности груза, а в случае неисполнения применять предусмотренные договором штрафные санкции. «А там уже дело перевозчика – как он договорится с другим перевозчиком, чтобы клиент не пострадал», – отметил представитель грузовладельца.

Кроме неравномерного поступления грузов на паромы есть и другая трудность. Как рассказал Станислав Нечай, груз, отправляющийся с разных станций сети в Усть-Лугу, идет не маршрутами, а разборками. В связи с этим на ОЖД принято решение о том, что вагоны собираются и формируются в поезда на паром на станциях Шушары или Луга.

Как отметили в Калининградском и Октябрьском ТЦФТО, упрощение таможенных процедур и прогнозируемое увеличение грузопотока морской линии диктует необходимость увеличения количества паромов. «Сейчас два парома ходят раз в 4–5 суток, к тому же на график влияют погодные условия, – сказал Станислав Нечай. – Для стабильной работы переправы в отдельные периоды уже сейчас требуется еще один паром. У нас есть предложение к морским перевозчикам задействовать паром «Каунас» при отсутствии груза на Германию».

«Из Усть-Луги грузопоток очень большой, много желающих отправить груз в Калининградскую область паромом, чтобы избежать немалой и растущей платы за железнодорожный транзит по территориям Литвы и Белоруссии, – отметили в Калининградском ТЦФТО. – Поэтому еще один паром может понадобится».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.02.2015