29-04-13 / 2013
Новости отрасли
Перенос пункта пропуска «Аксарайский» на границу с Казахстаном ускорит грузооборот

Александр Смородин, главный инженер Приволжской железной дороги

Проблема удалённости пункта «Аксарайский» (он находится в 42 км) от государственной границы обсуждалась на недавно прошедшем совещании с участием заместителя председателя правительства Дмитрия Рогозина. Рассматривался вопрос, как обезопасить пропуск пассажирских поездов среднеазиатского формирования. Однако существует и другой, не менее важный вопрос.

В том виде, в котором "Аксарайский" действует сегодня, он усложняет работу пограничников и ущемляет пропускную способность одной из главных грузовых станции Приволжской дороги - Аксарайская-2. Она расположена на расстоянии 36,9 км от границы и выполняет сегодня функции контроля и досмотра грузовых поездов.

Но строили станцию в 1986 году исключительно для обслуживания Астраханского газоперерабатывающего завода. Только после распада СССР станцию наделили дополнительными функциями, включающими работы по передаче вагонов между дорогами России и Казахстана. Это привело к дополнительной нагрузке на существующую инфраструктуру.

И ситуация усугубляется с ростом вагонооборота. С 2000 по 2012 год он увеличился в 2,2 раза и составил 4907 вагонов в сутки. Объем отправления ООО "Газпромтранс" вырос на 20%, до 6,5 млн тонн в прошлом году. А учитывая прогноз ОАО "Институт экономики и развития транспорта" до 2020 года, предусматривающий увеличение железнодорожных перевозок через погранпереход "Аксарайский" в 1,5 раза, вопрос применения безостановочного пропуска поездов на данном участке становится еще более актуальным.

Технология, по которой сегодня работает пункт пропуска, нас не может устроить. Она сдерживает грузооборот. Пограничники пользуются нашей инфраструктурой. Досмотр международных грузовых поездов производят на выделенных для них станционных путях. Их специалисты размещены в зданиях дороги.

В дополнение к этому пограничники предлагают выделить им один из парков станции, где они смогут сосредоточить проверку пассажирских (сегодня досматриваются на станции Аксарайская-1) и грузовых поездов в одном месте. Или построить отдельный дополнительный железнодорожный парк.

Однако изменение специализации парков и исключение одного из них для функций только погранконтроля приведет к резкому снижению пропускной способности станции.

Но и для пограничников Аксарайская-2 не лучшая в экологическом плане территория для развития инфраструктуры и размещения контингента. Она расположена в санитарнозащитной и аварийной зоне производственного комплекса Астраханского газоперерабатывающего завода.

Наиболее перспективным вариантом, на наш взгляд, является строительство непосредственно на границе новой станции Малый Арал для размещения там пункта пропуска.

Эта тема уже обсуждалась. В 2003 году проектирование объекта "Пограничная железнодорожная станция Малый Арал ПривЖД" было выполнено институтом ОАО "Мосгипротранс" за счет средств ОАО "РЖД". В проекте была предусмотрена вся необходимая инфраструктура для функционирования пункта пропуска. Однако по ряду объективных и субъективных причин разработанный проект не был реализован. Сегодня с учетом того, что существует федеральная целевая программа "Государственная граница РФ (2012-2017 годы)" и есть структура, наделенная всеми функциями для решения проблем обустройства границ, целесообразно реанимировать данный проект.

Создание пункта пропуска на станции Малый Арал удовлетворит потребность пограничников. Они смогут выполнять операции контроля пассажирских и грузовых поездов в пределах одной зоны. При этом Аксарайская-2 освободится от дополнительной нагрузки, обеспечивая беспрепятственный вывоз продукции газоперерабатывающего завода и внутрироссийские перевозки. А отмена контроля на участке от границы до Аксарайской позволит поездам идти без остановок для досмотра.

Этот проект поддерживает и губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Мы надеемся, что проблема будет решена на государственном уровне - в Федеральном агентстве по обустройству государственной границы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.04.13Чем ближе, тем эффективнее