25-01-11 / 2011
Новости отрасли
Перемены в экономике страны привели к кардинальным различиям в конфигурации грузопотоков и неравномерной загрузке инфраструктуры

Оценивая промежуточные результаты реформы на железнодорожном транспорте, некоторые эксперты берут объемы перевозок и количество вагонов в советское время и сопоставляют их с аналогичными данными сегодняшнего дня. Сравнение получается не в пользу современности.

То, что технология перевозок нуждается в качественном совершенствовании, ни у кого сомнений не вызывает. Однако очевидно, что вышеупомянутые сравнения вряд ли могут являться корректной основой для далеко идущих выводов, поскольку такие оценки необъективны ввиду практически полной несопоставимости геополитических, экономических, технических, технологических и иных условий перевозочной работы.

Дело в том, что перемены в экономике страны привели к кардинальным различиям в конфигурации грузо- и вагонопотоков, масштабному перераспределению объемов работы между дорогами, к неравномерной загрузке инфраструктуры.

Если в 1988 году грузопоток, следующий в западном направлении, на 40% превышал восточный, то теперь движение на восток интенсивнее западного на 55%. Потребность Восточного полигона в порожняке раньше превышала 1,2 тыс., а сейчас там его избыток более тысячи единиц.

В тех часто упоминаемых 90 и более поездах в сутки, передаваемых 20 лет назад на Красноярскую дорогу по стыкам Мариинск и Междуреченск, около 30% составляли порожние регулировочные маршруты, а это уже совсем другая, несопоставимая с нынешними условиями технология работы. Суммарная погрузка дорог Восточного полигона от Красноярской до Дальневосточной в 1,7 раза сократилась за счет снижения потока в Среднюю Азию и внутридорожных перевозок, при этом отправка грузов на Дальневосточную с Красноярской выросла в четыре раза, с Забайкальской - в два раза, с Западно-Сибирской - более чем в семь раз. И таких примеров совершенно новых грузопотоков на не предназначенной для них инфраструктуре можно приводить очень много, в том числе и в европейской части страны.

При этом нельзя забывать, что старая экономическая система показывала весьма впечатляющие результаты по тоннобрутто-километрам, но наряду с этим везде и всюду продуцировала дефицит: и в товарах, и в вагонах, и в инвестициях. А рыночная модель направлена как раз на то, чтобы ни в чем не было недостатка. И если дефицит все-таки имеется, то, значит, реформа пока еще не закончена.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.01.11Некорректные сравнения.