23-09-20 / 2020
Новости отрасли
Перемены начнутся с тяги

С октября на сети "Укрзализныци" появятся частные локомотивы

Европейская бизнес-ассоциация (ЕБА) 17 сентября провела в Киеве круглый стол на тему "Изменение движения: реформирование транспортной инфраструктуры на Украине". В ходе конференции стало известно, что до конца сентября завершится реализация проекта по допуску частных локомотивов на сеть, для конкуренции с автотранспортом будут понижены тарифы на перевозку различной номенклатуры грузов, а в 2021 году начнется процесс реорганизации государственного перевозчика.

Открывая онлайн-конференцию, Владимир Жмак заявил, что главная задача, стоящая сегодня перед ним, – "осуществить чудо" и к новому году вывести "Укрзализныцю" в прибыль.

Также, по словам Владислава Криклия, новому руководству компании предстоит разобраться с трудовыми процессами и отменить четырехдневный рабочий график, который действует в "Укрзализныце" с июля 2020 года.

Напомним, 1 июля украинский перевозчик перевел сотрудников аппарата управления центрального офиса, региональных филиалов и инженерно-технических работников на четырехдневную рабочую неделю. Решение было принято в связи с экономическим кризисом, спровоцированным пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и падением объемов грузовых перевозок. Четырехдневный рабочий график должны были отменить еще в конце августа, однако по состоянию на 17 сентября он все еще действует.

Как отмечает Владимир Жмак, вопрос возвращения к пятидневной рабочей неделе он поручил решить в кратчайшие сроки. "Сейчас мы изучаем варианты мобилизации всех необходимых ресурсов, и решение о возможности возобновления полноценной рабочей недели будет принято в ближайшие дни", – заявил председатель правления УЗ.

Другой темой, поднятой в ходе круглого стола, стала давно обсуждаемая реорганизация АО "Укрзализныця" – организационное и финансовое разделение компании на вертикали. "Нам не хватает законодательства, но с законом или без мы все равно движемся в сторону анбандлинга (разделение активов. – Ред.), и это для нас одна из приоритетных целей. Надеюсь, что в конце года мы выйдем на финальное понимание, чтобы в 2021 году уже воплощать это в жизнь".

Как ранее сообщал "Гудок", сегодня рассматривается несколько вариантов разделения компании на бизнес-вертикали. Первый – разделение УЗ на трех операторов (грузового, пассажирского и инфраструктурного). Второй вариант – создание на основе "Укрзализныци" от трех до пяти вертикалей (грузовые и пассажирские перевозки, инфраструктура, ремонтная вертикаль, а также вертикаль непрофильных активов). Третий вариант – наиболее свежий – предложение нового главы УЗ по выделению из компании четырех вертикально интегрированных бизнес-единиц с отдельными балансами, "которые способны посчитать свои доходы и убытки". "Это грузовые перевозки, пассажирские перевозки, инфраструктура и, моя новация, – отдельно вывести контейнерные перевозки. Впоследствии эти вертикально интегрированные единицы должны превратиться в отдельные компании в составе холдинга "УЗ", – рассказывал ранее Владимир Жмак.

Отвечая на вопрос о судьбе проекта по частной тяге, Владислав Криклий заявил, что Мининфраструктуры Украины и "Укр-зализныця" должны до конца сентября завершить всю подготовку. "Вопрос с согласованием договора о допуске частных локомотивов должен быть решен до конца сентября. Такая задача поставлена перед "Укрзализныцей". Этот проект является крайне важным и ожидаемым для бизнеса в последние годы. Благодаря ему еще до вступления в силу закона "О железнодорожном транспорте" мы сможем исследовать, как функционирует рынок в совершенно других условиях – при наличии сразу нескольких перевозчиков", – заявил Владислав Криклий.

По его словам, за счет пилотного проекта планируется отработать технические особенности реализации доступа к железнодорожной инфраструктуре и определить возможные риски в организации безопасности движения при эксплуатации частных локомотивов.

Напомним, ООО "Украинская локомотивостроительная компания" стало первым участником экспериментального проекта по допуску частных локомотивов к работе по отдельным маршрутам на железнодорожных путях общего пользования. Компания будет осуществлять работу на девяти выбранных маршрутах. Она также планирует занять до 10% грузовых железнодорожных перевозок на Украине в ближайшие пять лет.

Как отметил Владислав Криклий, сегодня УЗ движется в направлении того, чтобы вместо повышения тарифов сосредоточиться на развитии компании альтернативными путями, которые не будут предусматривать дополнительной финансовой нагрузки на бизнес.

"В 2021 году, я надеюсь, мы впервые выйдем на финансирование пассажирского сектора и электрификации за счет госбюджета, – заявил Владислав Криклий. – По вопросу налога на землю стараемся максимально ускориться, потому что после переоценки земли эта стоимость может еще больше возрасти. Поэтому вначале должны вместе решить вопрос дополнительной нагрузки на компанию, которая мешает ей развиваться".

"Тезис о том, что тарифы будут только увеличены, – ошибочный, – продолжил Владимир Жмак. – У нас будут направления, где мы будем и уменьшать тарифы. Например, автомобильными дорогами зерно везется с плеча 250-300 км. Я хочу забрать у автомобилистов эту часть зерна и вернуть ее на железную дорогу. Для этого, я предполагаю, нужно будет уменьшать тарифы. Тарифы – это сложная история, которая состоит из двух частей. Одна из них регулируется государством, вторая – коэффициенты, которые использует сама "Укрзализныця". Мы рассчитываем на принятие закона и возможность введения независимого регулятора, что даст нам схему быстрого реагирования на ситуацию на рынке. Потому что сейчас, если мы начнем утверждать тарифы через Мининфраструктуры, Минэкономики, Минфин, Госрегуляторную службу и так далее, то пока утвердим тариф на перевозку зерна, например, – уже начнется зима".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152023.09.2020