03-07-17 / 2017
Новости отрасли
Переломить ситуацию

В условиях сокращения объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом перед отраслью особенно остро стоит вопрос безусловного выполнения основных целевых параметров.

Юго-Восточная магистраль должна справиться с плановыми заданиями . Об этом, в частности, шла речь на заседании центрального межрегионального координационного совета, участие в котором приняли представители Юго-Восточной и Московской железных дорог, грузоотправителей, операторов подвижного состава и субъектов РФ. На совещании, которое прошло под председательством начальника МЖД Владимира Молдавера, обсудили причины падения погрузки и наметили пути выхода из сложившейся ситуации.

По итогам работы за пять месяцев юговосточники погрузили 34,5 млн тонн, что ниже аналогичного периода прошлого года на 2,2 %.

В регионах растет производство

Ситуацию на рынке грузовых перевозок проанализировал начальник Юго-Восточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Александр Трегубов.

"Очевидна такая тенденция: рост индекса промышленного производства наблюдается по всем субъектам РФ, расположенным в пределах ЮВЖД, при этом объем железнодорожных перевозок в ряде регионов падает", – отметил он.

Так, в Белгородской области увеличен объем обрабатывающего производства, но… железнодорожные грузовые перевозки в январе-апреле, напротив, сократились и составили 97,8 % к уровню прошлого года. Основное падение наблюдается по перевозкам рудных материалов.

В Тамбовской области возрос объем добычи полезных ископаемых и обрабатывающего производства. А вот соотношение объема железнодорожных перевозок к прошлому году составило 61 %; причина – сокращение перевозки нефтепродуктов АО "Транснефть-Сервис".

В Липецкой и Воронежской областях картина иная. В Липецке отмечается рост обрабатывающих производств и добычи ископаемых; соотношение объема перевозок по магистрали – 103,7 %. В Воронежской области сложилась наиболее благоприятная экономическая ситуация: здесь увеличены показатели промышленного производства, наряду с ними возрос объем железнодорожных перевозок (100,3 %).

Причины очевидны

Причин, по которым погрузка не дотянула до роста промышленного производства, несколько. Причем для одной и той же номенклатуры груза они менялись. Если в январе наблюдалась положительная динамика (рост на 0,6 млн тонн, в том числе по руде железной, строительным грузам и черных металлам), то в феврале наметилось сокращение погрузки на 0,7 млн тонн. Потери – в руде железной (Лебединский ГОК не мог отправить продукцию из-за сложных погодных условий в Европе, Стойленский – из-за аварийной остановки фабрики окомкования), в строительных грузах (павловским горнякам, Новолипецкому металлургическому и Лебединскому горнообогатительному комбинатам помешали сильные морозы), в нефтепродуктах (упали объемы АО "Транснефть-Сервис" в связи с перераспределением грузопотоков транспортировки нефтепродуктов от НПЗ в направлении черноморских портов в соответствии с экономической выгодой).

В марте погрузка нефтепродуктов продолжала падать – на 0,1 млн тонн.

В апреле тревожная тенденция продолжилась: снижение на 0,2 млн тонн. "Упали" нефтепродукты, а также строительные грузы (продукция ОАО "Павловск Неруд" частично ушла на автотранспорт, сократился платежеспособный спрос на щебень, стало меньше продукции ЛГОКа из-за снижения финансирования ремонтов дорог Белгородской области по губернаторской программе).

В мае встали на ремонт две доменные печи НЛМК, а также печи электросталеплавильного цеха Оскольского электрометаллургического комбината, и продолжили сокращаться объемы погрузки нефти.

При этом на 12 % возросла погрузка промсырья (увеличена погрузка клинкера ЗАО "Осколцемент" на Украину и сырья ОАО "Стагдок" в адрес НЛМК) и сахара на 49 %, причиной чему послужил рекордный урожай свеклы в прошлом году и, соответственно, увеличение производства сахара.

Вопрос конкуренции

Тревогу вызывает у железнодорожников уход части грузов на автотранспорт. К примеру, павловские горняки в этом году увеличили производство, но объем перевозок железнодорожным транспортом сократился, в то время как доля перевозок автотранспортом увеличилась. Аналогичная ситуация у подгоренских цементников.

"Отсутствие постов весового контроля на данных направлениях заведомо предопределяет более высокую конкурентоспособность автомобильного транспорта. Следует продолжать совместную с субъектами РФ работу по организации таких постов на автотрассах с высокими грузопотоками", – считает Александр Трегубов.

Кроме того, по мнению специалистов, необходимо проработать вопрос тарифной составляющей.

Внимание – каждому клиенту

"Спецификой погрузки Юго-Восточной магистрали является большая доля железорудного сырья и черных металлов, что составляет в совокупности 61 % от всего объема грузов. Колебания рыночных цен на эту продукцию сказываются на объемах погрузки. Именно поэтому для железной дороги важен каждый грузоотправитель. Большое внимание уделяется адресной работе с деловыми партнерами по привлечению дополнительных объемов грузов", – сказал первый заместитель начальника ЮВЖД по экономике, финансам и корпоративной координации Александр Деев.

Так, на дороге реализуется проект по внедрению технологии грузов по расписанию с согласованным временем отправления и прибытия, что повышает надежность и экономичность перевозок, соответствует условиям работы железнодорожного транспорта в рыночной среде. Услуга оказывается НЛМК на направлениях Новороссийск и Туапсе.

Четкое выполнение

Разумеется, в сложившихся условиях еще актуальнее встал вопрос четкого выполнения основных целевых параметров на 2017 год, установленных заданием правления ОАО "РЖД".

Юговосточники отмечают, что в условиях финансово-экономического кризиса следует активизировать работу по выполнению основных бюджетных показателей: погрузку 87,9 млн тонн, грузооборот – 99 млрд ткм нетто; а также основных показателей использования подвижного состава: среднесуточную производительность локомотива один млн 850 тыс. ткм брутто, средний вес грузового поезда 4100 тонн, участковую скорость грузового поезда – 42,6 км/ч.

Важно, что с начала года большинство показателей на дороге выполняется. Грузооборот с учетом вагонов собственных в порожнем состоянии составил 101,4 % к плану и 104,5 % к уровню 2016 года; выручка, начисленная от грузовых перевозок, соответствует плановому заданию; основные показатели использования подвижного состава, за исключением пассажирооборота, выполнены выше плана и выше уровня 2016-го.

* * *

Начальник Московской магистрали Владимир Молдавер отметил, что работа центрального межрегионального координационного совета будет способствовать решению поставленных вопросов.

"Как показывает время, она позволяет наладить эффективное взаимодействие с исполнительной, законодательной властью и всеми участниками транспортного рынка", – уверен он.

"Диагноз поставлен, надо использовать подходящее "лекарство". Идет отрицательная динамика погрузки, но мы должны переломить ситуацию. Уверен, что намеченные меры будут выполнены", – добавил Александр Деев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Вперёд03.07.2017