22-10-15 / 2015
Новости отрасли
Переключаемся на газ

К 2030 году ОАО "РЖД" планирует снизить потребление дизельного топлива с заменой его на газ почти на треть. Работа в этом направлении проводится в рамках поручения правительства страны о необходимости более широкого применения газомоторного топлива на всех видах транспорта.

В стране создаются предпосылки для широкого использования газомоторного топлива. Поможет в этом реализация разработанной Минтрансом РФ специальной подпрограммы в рамках Программы развития транспортной системы России. Как сообщил заместитель директора департамента программ развития Минтранса Сергей Егоршев, на реализацию запланированных мероприятий по внедрению газомоторного топлива на транспорте с 2015 по 2020 год запланировано потратить свыше 34 млрд руб. при объеме финансирования из федерального бюджета – более 11 млрд. Это позволит создать научно-техническую базу для серийного производства транспортных средств, использующих данный вид топлива. В частности, парк газомоторных локомотивов увеличится до 46 единиц. По расчетам Минтранса, потребление газа на всех видах транспорта к 2020 году возрастет более чем в пять раз. Однако есть одно "но". Дело в том, что пока предложения Минтранса не нашли поддержку ни у Минэкономразвития, ни у Минфина. Поэтому, отметил Сергей Егоршев, Минтранс сосредоточится на совершенствовании нормативной базы. Работа по нормативно-правовому обеспечению использования природного газа активно ведется и в ОАО "РЖД". Компании есть чем гордиться – и первым в мире газотурбовозом, и маневровым тепловозом с газопоршневым двигателем. Как отметил заместитель начальника департамента технической политики ОАО "РЖД" Давид Киржнер, это практически российские разработки, при этом степень локализации их изготовления достигла 95%. Правда, о серийном запуске говорить еще рано, но только потому, что пока не активизировались потенциальные пользователи этой техники. Не будет проблем и с заправочными комплексами. Заключены соответствующие соглашения с ООО "Газпром газомоторное топливо" и "Роснефтью". Но ОАО "РЖД" пока сдерживает строительство заправок, поскольку не совсем ясны перспективы промышленного производства. К примеру, желательно уйти от авиационных технологий: сейчас на газотурбовозе стоит авиационная турбина. Для нее требуется определенное качество обслуживания, средства и т.д. Поэтому необходимо, чтобы и эта техника была адаптирована к наземным условиям эксплуатации. И, как всегда, один из наиболее важных вопросов – цена топлива. Газотурбовоз отправлен на Свердловскую дорогу, туда, где добывается газ, как раз с тем, чтобы убрать из цены топлива транспортную составляющую. На этом полигоне газ обходится в 50% от стоимости дизельного топлива. Необходимо закрепить на законодательном уровне то соотношение цены газа и дизтоплива, которое бы максимально снизило срок окупаемости того же газотурбовоза, по предварительным расчетам, он составляет 16 лет. Важна не только экономика, но и надежность этой техники. И для этого необходимо создать научно-исследовательские центры, которые бы на базе таких компаний, как АО "Кузнецов", ОАО "НПО "Сатурн", занимались разработкой тех же турбин для локомотивов. Тогда была бы ниже и цена на них. На основе использования газомоторного топлива возможно появление целой отрасли по созданию новых транспортных средств и инфраструктуры. Но это реально только при согласованности действий органов власти на государственном и региональном уровне, а также при наличии государственной целевой программы. Пример подает Республика Татарстан: там уже разработана перспективная комплексная схема развития инфраструктуры с сетью заправочных сервисов, которая охватывает все виды транспорта.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.10.2015