22-07-24 / 2024
Новости отрасли
Переходный период

Роль погранпереходов в экспортно-импортных перевозках стремительно растет. В связи с этим власти и компании уделяют особое внимание их развитию.

Заместитель председателя правительства Виталий Савельев 10 июля доложил главе государства Владимиру Путину о ситуации в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Он отметил стратегическую значимость погранпереходов во внешнеторговой логистике грузов и международных транспортных коридорах. По его словам, кабмин принял решение о выделении дополнительного финансирования в объеме 150 млрд руб. на период до 2030 года для модернизации 87 приоритетных пунктов пропуска.

Особенно отчетливо растущее значение погранпереходов видно на примере железнодорожных пунктов пропуска на российско-китайской границе. По результатам пяти месяцев 2024 года (последние доступные данные) в обоих направлениях было перевезено 16,8 млн тонн грузов, что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них импортные перевозки составили 1,15 млн тонн (+5,3%). На экспорт было отправлено 15,6 млн тонн (+21,2%).

Уголька подкинули

Большая часть этого объема – 8,5 млн тонн – была экспортирована через погранпереход Забайкальск – Маньчжурия. Основу грузопотока составило сырье – уголь (3,1 млн тонн, рост в 1,4 раза), железная руда (1,9 млн тонн, рост в 1,2 раза) и лесные грузы (1 млн тонн, рост на 3,4%).

Через переход Гродеково – Суйфэньхэ на экспорт проследовало 3,4 млн тонн (показатель за год не изменился). Также на уровне 2023 года остался объем экспорта лесных грузов (1,2 млн тонн). При этом перевозки угля выросли в 1,8 раза и достигли 1,4 млн тонн.

В 1,3 раза (до 1,5 млн тонн) год к году вырос экспорт через переход Камышовая – Хуньчунь. Объем перевозки и рост обеспечили угольные компании.

Лидером годового роста стал погранпереход Нижнеленинское – Тунцзян. В целом экспорт через него вырос в 2,3 раза – до 2,2 млн тонн, в том числе было перевезено 1,4 млн тонн угля (рост в 2,1 раза) и 674 тыс. тонн железной руды (рост в 2,3 раза).

Значительный поток грузов из России в Китай и обратно идет также через Монголию. За первое полугодие 2024 года объем перевозок через железнодорожный пограничный переход Наушки – Сухэ-Батор составил 4,3 млн тонн. Это на 11,4% выше прошлогоднего показателя и больше, чем за всю историю грузоперевозок на этом участке.

Из общего количества 3,48 млн тонн составили перевозки из России в Монголию, в том числе 1,87 млн тонн – транзит в Китай. В обратном направлении было перевезено 860,2 тыс. тонн, из которых 785,5 тыс. тонн – транзит из КНР.

Контейнеры обрастают терминалами

ОАО "РЖД" уделяет внимание не только перевозке угля, но и развитию контейнерных перевозок.

Так, в мае 2024 года компания подписала с "Китайскими железными дорогами" соглашение о сотрудничестве. Документом предусмотрено развитие перевозок почтовых отправлений и грузов регулярными контейнерными поездами, увеличение отправок замороженного мяса, птицы в рефрижераторных контейнерах и экспорта зерновых грузов в Китай. Повышением уровня контейнеризации российско-китайского грузооборота занимается, в частности, дочерняя структура ОАО "РЖД" АО "РЖД Бизнес Актив".

Как рассказывал "Гудку" генеральный директор компании Вячеслав Сараев, сегодня РЖД БА концентрируется на перевозках через сухопутные погранпереходы. В рамках этой стратегии развивается терминальная инфраструктура, открываются новые направления, оптимизируется технология работы.

"Новые железнодорожные контейнерные терминалы в местах стыковки колеи 1435 мм и 1520 мм станут одним из вариантов расшивки направлений импортных потоков", – отмечает Вячеслав Сараев.

В частности, с сентября прошлого года "РЖД Бизнес Актив" ведет строительство терминала в Забайкальске. Его мощность с запуском первого этапа в 2025 году составит 80 тыс. ДФЭ, а в 2027-м планируется выйти на объемы перевалки порядка 280 тыс. ДФЭ. Общий же объем грузов, которые потенциально могут направляться в Россию из северо-западных провинций Китая, к этому времени Вячеслав Сараев оценил минимум в 600 тыс. ДФЭ.

Система коридорная

Международный транспортный коридор (МТК) Север – Юг, напомним, включает три маршрута: западный – через Дагестан автомобильным и железнодорожным транспортом, транскаспийский – через Каспийское море морским и речным транспортом по Волге в порты Ирана и Туркмении, восточный – через Казахстан и Туркмению автомобильным и железнодорожным транспортом. Холдинг "РЖД" занимается модернизацией подходов к портам Северо-Запада, обновлением инфраструктуры на южном и дальневосточном направлениях. В итоге среднегодовые темпы роста объема грузоперевозок по МТК могут составить более 2%, контейнерные перевозки увеличатся на треть, до 10 млн ДФЭ, прогнозируют в РЖД.

Одной из ключевых точек МТК Север – Юг является погранпереход Самур на российско-азербайджанской границе. В текущем году объем перевозки зерна через этот переход уже составил 1 млн тонн, что говорит о высокой востребованности этого направления, рассказал "Гудку" вице-президент, председатель комитета по сельскому хозяйству "Опоры России" Сергей Соколов.

Сегодня в целях развития межгосударственного железнодорожного сообщения в рамках МТК Север – Юг ОАО "РЖД" проводит системную работу по развитию инфраструктуры и логистических сервисов, отметил в ходе Кавказского инвестиционного форума (КИФ-2024) председатель правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов.

Он, в частности, упомянул строительство новой железнодорожной станции Самур-2 с обустройством необходимой инфраструктуры для международного пункта пропуска в непосредственной близости от границы. Завершить стройку планируется в 2025 году, в результате провозная способность этого участка достигнет 15 млн тонн в год с перспективой дальнейшего увеличения до 20 млн тонн в год.

Также ведется перевод российского участка железных путей Дербент – Самур на систему тяги переменного тока. Реализация этого проекта позволит снизить затраты на содержание основных фондов и организовать единую технологию маршрутов МТК Север – Юг, рассказал Абдулмуслим Абдулмуслимов.

Мультимодальные цепочки

Неотъемлемой частью транспортной системы является автотранспорт. Так, на прошедшем на прошлой неделе КИФ-2024 замминистра транспорта Алексей Шило заявил, что на модернизацию автодорог, входящих в МТК Север – Юг, планируется выделить 104 млрд руб. На эти средства будут расширены подходы к границам Азербайджана и Грузии, а также увеличена пропускная способность погранпереходов.

Знаковыми событиями последнего времени стала реконструкция двух ключевых погранпереходов на МТК Север – Юг. Ими стали самые загруженные пункты пропуска – Верхний Ларс на границе с Грузией и Яраг-Казмаляр на границе с Азербайджаном. В 2023 году через них проследовало более 335 тыс. и более 200 тыс. грузовых машин соответственно. После реконструкции пропускная способность Яраг-Казмаляра увеличилась вдвое, Верхнего Ларса – более чем в два раза.

Еще один амбициозный проект – обустройство нового погранперехода на острове Большой Уссурийский на российско-китайской границе. По словам министра развития Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, там планируется построить круглогодичный автомобильный погранпереход с проектной мощностью 1,3 млн тонн в год. Открыть его предполагается в 2026 году.

Таможня дает добро

Амбициозная цель, поставленная президентом РФ Владимиром Путиным, – сократить время досмотра грузового транспорта на границе до 10 минут. Для этого внедряется система электронной очереди, рассказал главе государства руководитель Федеральной таможенной службы Валерий Пикалев 18 июля. Он информировал главу государства, что система уже функционирует в многосторонних автомобильных пунктах пропуска Забайкальск, Чернышевское, Бугристое, планируется запуск на других погранпереходах. По словам Валерия Пикалева, ФТС развивает применение инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), на вооружении службы 73 ИДК, 57 из них – мобильные. В качестве перспективного средства контроля рассматриваются портальные ИДК. Их применение позволит осуществлять достаточно быстро безостановочное сканирование транспортных средств, что позволит опять же сократить время прохождения таможенных процедур, заявил Валерий Пикалев.

Как подчеркнул глава ФТС, развитие автоматических таможенных технологий проводится службой и в местах основного таможенного оформления. "Значительная часть внутренних таможенных процессов уже переведена в цифровой формат, большинство деклараций подается в электронном виде, активно применяются технологии их авторегистрации и автовыпуска. И в целом можно сказать, что порядка 90% от общего числа деклараций выпускается в течение четырех часов", – сказал Валерий Пикалев. Такой подход также играет на руку перевозчикам экспортной продукции.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.07.2024