27-03-14 / 2014
Новости отрасли
Переходим на сервис

Преобразования в локомотиворемонтном комплексе повысят надёжность тягового подвижного состава

2014 год объявлен годом технически исправного локомотива. О том, как достичь этой высокой планки в условиях перехода локомотиворемонтного комплекса на полное сервисное обслуживание, о сохранении трудового коллектива наша беседа.

Александр Акулов, начальник Дирекции по ремонту тягового подвижного состава

– Александр Павлович, как бы вы оценили итоги в ремонтном локомотивном комплексе в прошлом году? 

– У итогов несколько составляющих. Программа ремонта локомотивов в приведённых единицах выполнена всеми региональными дирекциями на 102,4%. Задание по снижению удельных затрат на ремонт мы выполнили к уровню 2012 года на 5,3% при плане 2%. На 5,2% улучшен коэффициент технической готовности локомотивов (КТГ). Эффективность инвестиционной программы составила 119,8% при нормативе 105%. 

В то же время не выполнено задание по снижению на 5% норматива содержания материалов, запчастей и топлива. Основная причина – рост цен на закупаемую продукцию, допоставки Росжелдорснаба, прирост запасов материалов повторного использования. 

Производительность труда выросла на 6,9% по сравнению с 2012 годом при плане 4,5%. 

Среднемесячная зарплата по всем видам деятельности выросла на 8,9%, на перевозках на 8,8%, а с учётом индекса роста потребительских цен – на 2%. 

Не смогли выполнить запланированный показатель по снижению количества событий с локомотивами. Но дирекция отработала в целом с их снижением к уровню предыдущего 2012 года на 3,4% – с 3034 до 2934 случаев. Рост числа событий имел место по пассажирским локомотивам – на 14% по сравнению с 2012 годом, одновременно количество отказов 1-й и 2-й категории удалось снизить на 23,6%. 

По всем видам ремонта, кроме ТР-1, снижено время простоя тепловозов. Основные проблемы с соблюдением простоя на ТР-1 по тепловозной тяге в Октябрьской, Калининградской, Юго-Восточной, Приволжской, Южно-Уральской и Красноярской дирекциях. 

– То есть можно утверждать, что удаётся обеспечить перевозки исправными локомотивами? 

– Да. При выполнении объёма перевозок в 2013 году на уровне 101,4%от плана, мы справились с основной задачей по обеспечению тяги поездов технически исправными локомотивами. 

– В то же время велико количество отцепок на неплановый ремонт. Почему? 

– В прошлом году они остались на прежнем уровне к 2012 году. А по вине деповского ремонта количество заходов электровозов на неплановые ремонты даже снизилось на 5,3%. Но число неплановых ремонтов тепловозов увеличилось на 4,1%. Возросло и количество заходов тепловозов на неплановые ремонты из-за деповского ремонта.

В связи с этим принимались меры по стабилизации технического состояния парка тяги, круглосуточно проводился мониторинг содержания парков и безопасности движения. И в январе общее количество неплановых ремонтов было снижено. 

Конечно, организационными мерами ситуацию не везде исправишь. По вине ремонтных депо выросло число неплановых ремонтов электровозов в Приволжской дирекции, а тепловозов – в Дальневосточной, Куйбышевской, Юго-Восточной и на БАМе. Трудности в депо Тында-Северная, Амурское, Тюмень, Сольвычегодск, Печора, где наибольшее количество заходов на неплановый ремонт. 

В эти и другие депо регулярно выезжают руководители и специалисты дирекции. Решаются острые вопросы с нашими партнёрами – Дирекцией тяги и сервисными компаниями. Как один из результатов этого – значительное улучшение ситуации по сходам локомотивов с кольца. 

– При каких видах ремонта имеются наибольшие трудности? 

– Локомотивный парк существенно пополнился новыми сериями. Это прекрасно, но ремонтники столкнулись с недостаточной подготовкой депо, в которые такая техника поступает впервые. Новые локомотивы имеют заметные отличия в конструкционном исполнении, возникают трудности при модернизации технологических процессов, оснащении оборудованием и документацией. Нет поддержки и от ремонтных заводов, также не имеющих опыта работы с новыми машинами. 

Поэтому одновременно с обеспечением заданного объёма по содержанию эксплуатируемого парка локомотивов мы перевооружаем производственные мощности, развиваем технологии, готовим персонал, оснащаем депо оборудованием и запчастями, налаживаем взаимодействие с сервисными компаниями и заводами. 

– В прошлом году вы отмечали, что наибольшую озабоченность вызывает тепловозный парк. Был и вопрос цены при глубокой модернизации. Изменилось ли положение дел? 

– Состояние парка улучшается, и прежде всего за счёт приобретения новых локомотивов. В 2013 году было закуплено 804 новых локомотива, из них 383 тепловоза. Совместно с заводами-изготовителями разработаны и реализуются ежегодные программы повышения надёжности парка. 

И сейчас наша дирекция обеспечивает содержание локомотивов в эксплуатируемом парке в соответствии с заданной потребностью на тягу поездов. 

Проблемы со старым парком тепловозов никуда не уходят, эта задача всегда будет для депо первоочередной. В этом году, объявленном годом исправного локомотива, мы определили себе как одну из главных задач – обеспечение должного содержания пассажирских локомотивов. 

Многое сделано для модернизации парка, прежде всего на БАМе. В депо Тында после ремонта на Уссурийском заводе заменены почти все трёхсекционные локомотивы. Но пока это депо работает неустойчиво, что связано с недостатками в организации и контроле за технологическими процессами. Для стабилизации положения в Тынде постоянно находятся руководители нашей дирекции. 

И это не единственная болевая точка. Неустойчиво работают депо, где эксплуатируются локомотивы с дизелями 10Д100. Это депо Оренбургское, Комсомольск, а также Узловая, где парк был увеличен, но, несмотря на принимаемые меры, обстановку там пока не удалось стабилизировать. Сейчас там установлен особый контроль за материально-техническим снабжением и собственно ремонтом. 

Но подчеркну, что в основном содержание парка стало стабильнее. 

– Какие ещё поставлены задачи в связи с тем, что год объявлен годом технически исправного локомотива? 

– Нужно вплотную заняться развитием технико-технологической базы, кадрового потенциала, информационных технологий. 

К последнему блоку отнесена доработка отчётных форм АРМ УБД «Оповещение о сроках поверки» в части автоматизированного оповещения пользователя о превышении срока поверки устройства безопасности. 

Вторая важнейшая задача – контроль управляемости ремонтной вертикали, качества реализации линейными предприятиями решений, принимаемых руководством нашей дирекции и компании. Эту задачу будем решать информатизацией контрольных функций в модуле «Технический аудит» системы АСУ ЦТР. 

– В этом году локомотивы будут переданы на полное сервисное обслуживание. Какова готовность? 

– В прошлом году началось внедрение пилотных проектов полного сервисного обслуживания локомотивов ОАО «РЖД» сервисными компаниями. Проведена большая работа по сохранению квалифицированного персонала и предупреждению перетока работников в другие подразделения ОАО «РЖД». Проведены собрания в коллективах и индивидуальные встречи с работниками, где особое внимание уделялось сохранению условий трудовых договоров. Итогом стало принятие сервисными компаниями колдоговора до 2016 года и утверждение других нормативных актов. Тем самым для работников сохранены льготы и трудовые гарантии, действующие в ОАО «РЖД». 

Особое внимание уделено лицам пенсионного и предпенсионного возраста в части сохранения им выплат при увольнении на пенсию, соцподдержке и пенсионному обеспечению. При переводе в сервисные компании работники ОАО «РЖД» получили все причитающиеся выплаты. 

Как вы правильно констатировали, в этом году руководством компании решено завершить передачу на полное сервисное обслуживание всего парка локомотивов ОАО «РЖД». Из ремонтных депо в сервисные компании будет переведён почти весь ремонтный персонал. Процедура перевода проводится в соответствии с распоряжением, подписанным президентом компании, определяющим порядок подготовки конкурсной документации и организации заключения договора на полное сервисное обслуживание до 1 апреля. 

– Означает ли это, что есть различие в сроках между заключением договора 1 апреля и самой передачей на сервисное обслуживание? 

– Да, совершенно верно. Сначала проходят конкурсные процедуры. Затем до 1 апреля заключаются договоры на полное сервисное обслуживание. Сейчас в компании формируется конкурсная документация, а в дирекции пересматриваются должностные обязанности руководителей и специалистов в соответствии с функционалом, сохраняемым в ОАО «РЖД». 

После заключения договора мы обязаны не менее чем за два месяца проинформировать работников об изменении условий их труда. Надо провести немалую работу со всей сетью – с одной стороны, нужно всем вручить уведомления о расторжении действующих договоров, с другой – одновременно от организации, которая выиграет конкурсную процедуру, они должны получить приглашения на работу. Всё запланировано провести во втором квартале. 

– Изменится ли при переходе у работников зарплата? 

– Если объём работ вырастет, вырастут и заработки. В условиях сервисной компании зарплата должна быть выше, с учётом того, что там ставят целью существенно сократить время простоя локомотива на ремонте и тем самым увеличить КТГ, а значит, и доходы. 

– Какова будет роль вашей дирекции после перехода? 

– За нами останется обслуживание, ремонт и метрологическое обеспечение бортовых устройств безопасности, установленных на локомотивах, моторвагонном и специальном самоходном подвижном составе. 

Региональные дирекции сохраняются как структурные подразделения, депо преобразуются в производственные участки, основные депо остаются с подчинением им мелких производственных участков. Штатная численность аппарата управления в Центральной дирекции сокращается. Однако все высвобождающиеся работники будут трудоустроены – в Дирекцию тяги, в сервисные компании – победители конкурса. 

Ещё одна важная функция – контроль за текущим содержанием основных фондов ремонтных локомотивных депо. Мы будем обеспечивать капремонт зданий и сооружений, основных фондов, оборудования, которые остаются на балансе ОАО «РЖД». 

В нашей компетенции сохранён контроль за обеспечением промышленной, пожарной и экологической безопасности производственных процессов. 

Словом, являясь балансодержателем производственных мощностей локомотиворемонтного комплекса, ОАО «РЖД» в лице нашей дирекции будет нести ответственность за соблюдение требований законодательства и при любой форме организации техобслуживания и ремонта локомотивов будет защищать интересы компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.03.2014