07-09-22 / 2022
Новости отрасли
Передать строительство Восточного полигона Минстрою РФ и отделить инфраструктуру РЖД от перевозочного процесса: бизнес идет ва-банк

Россия справляется с экономическими, финансовыми и технологическими ограничениями, валютный и финансовый рынок страны стабилизировались, инфляция снижается, а уровень безработицы находится на историческом минимуме, заявил сегодня на ВЭФ-2022 президент РФ Владимир Путин.

В центре внимания находится Восточное направление, но движение бизнеса и российских компаний в сторону развития транспортной, в частности, железнодорожной инфраструктуры обрастает все новыми проблемами на фоне решенных старых.

Пытаясь отреагировать на это, участники рынка предлагают новые формы взаимодействия друг с другом, а также с властью, и в очередной раз говорят о явной неудовлетворенности результатами РЖД на Восточном полигоне как ответственного за строительство инфраструктуры и расшивку узких мест. Как следствие – предлагаются разные пути решения проблем и некой корректировки системы в сторону интересов бизнеса - и создание новых структур, и приведение в соответствие всех проектов и планов, и главное – поддержка бизнеса, а не давление на него.

О желании заинтересованных групп ограничить влияние РЖД, в частности, говорит эмоциональное и критическое выступление губернатора Кузбасса Сергея Цивилева на ВЭФ-2022. О том, что глава главного угольного региона страны периодически сетует на невыполнение РЖД озвученных планов, ни для кого не секрет. Он уже заявлял о переполненности угольных склады в Кузбассе из-за проблем с вывозом по железной дороге, о снижении угледобычи, нехватке логистических возможностей, связанных с пропускной способностью Восточного полигона, о падении прибыли угольных предприятий и как следствие – сокращении налоговых поступлений от угольных компаний.

В этот раз на ВЭФ он заявил о том, что четыре года подряд объемы вывоза угля в Кузбассе стоят одинаково на одном уровне. Не приросло ни одной тонны. По его прогнозам, по итогам этого года ожидается снижение отгрузки угля в восточном направлении до 49 млн тонн, что на 7,5% ниже установленных для региона лимитов перевозки по данному направлению. Всему виной - инфраструктурные ограничения Восточного полигона.

С. Цивилев назвал введенное с 10 августа эмбарго на уголь на Запад большим и серьезным сдерживающим фактором для развития угольной отрасли России. Но влияние эмбарго на угольную отрасль меньше, чем незавершение модернизации Восточного полигона в планируемый срок. В итоге от этого страдает экономика каждого региона Сибири.

"Угольщики вкладывались в надежде на то, что РЖД исполнят все программы модернизации БАМа и Транссиба, построили шахты, разрезы, терминалы угольные. Этого всего у нас с большим избытком, а вывоз проваливается. Резкий поворот на восток показал неготовность Российских железных дорог и нашей инфраструктуры к работе на других рынках", - сказал С. Цивилев.

Сроки реализации I этап Восточного полигона перенеслись с 2017 год на 2022 год, а очередь желающих везти на Восток растет с геометрической прогрессией и не может сравниться с планами правительственных программах. Недовольным угольщикам приходится идти на крайние меры.

Г-н Цивилев предложил оставить за РЖД только функции эксплуатации и капитального ремонта, а функцию строительства Восточного полигона передать Минстрою России.

Это заявление вызвало ответную реакцию от РЖД. Так, замглавы РЖД по вопросам строительства Андрей Макаров попытался тут же заверить в том, что холдинг делает все возможное и на стройке, и на узких местах. "Как говорится, коней на переправе не меняют: у нас весь II этап развития Восточного полигона законтрактован, мы активно начали эту работу. И разделить эксплуатацию и строительство на железной дороге, когда мы строим под колесами, крайне проблематично. Если у кого-то это получится, я буду рад, что появились такие компетенции, помимо нас", – прокомментировал он идею С. Цивилева.

Предложение о передаче части функции холдинга чиновникам - не новое, но как отметил С.Цивилев, сейчас наступило время крайних и по сути кардинальных решений.

На лицо, таким образом, некая несистемная внутрибюрократическая борьба внутри структуры, ответвления которой особенно ярко видны при обсуждении недостижения тех или иных прогнозов и как следствие – недополучения прибыли и доходов. В текущей экономической ситуации эта тенденция особенно прослеживается.

В текущих условиях угольный и транспортный бизнес хочет и может работать, как он сам и признается, но 305 млн т , заявленные к исполнению для перевозки на Восточном полигоне, это небольшой объем при наличии достойной инфраструктуры. Необходимо развивать рынок и пересматривать эти объемы в большую сторону с учетом интересов бизнеса.

Нет сомнений в том, что предложение С.Цивилева – в интересах, прежде всего, потребителей социального блока, на что он не устает обращать внимание. Но и интересы бизнеса здесь стоят на первом плане. Еще до санкций, но уже в условиях мирового угольного кризиса, он и его команда говорили о срыве исполнения контрактных обязательств ОАО "РЖД" по вывозу продукции угольных предприятий Кузбасса. Не раз обращали внимание на потерю доходов и штрафы со стороны покупателей, на временную приостановку финансирования инвестпроектов в отрасли. А в более глобальном масштабе – говорили о возможной утрате отдельных рынков.

Какие финансовые потери понесет угольная и в целом транспортная отрасль в этом году, пока оценивается. Вместе с тем сегодня на пленарном заседании Владимир Путин заявил, что потери российской экономики из-за узких мест на Восточном полигоне, ранее оцененные в 1,5 трлн руб. в этом году, – "это не то, что мы потеряли, а то, что недополучили". Президент отметил, что планы по расширению Восточного полигона будут реализовываться в полном объеме и в ближайшие годы пропускная способность Восточного полигона увеличится примерно на 40 млн т.

Недостаточные темпы реконструкции объектов Восточного полигона, по мнению участников рынка, влияют на работу не только угольщиков, , но и владельцев портовых мощностей и сухопутных терминалов. И вторая яркая мысль, прозвучавшая с трибун ВЭФ, - от председателя совета директоров ГК "Дело" Сергея Шишкарева, который предложил, наконец, завершить реформу железнодорожного транспорта, которая на старте предусматривала разделение конкурентных и монопольных видов деятельности, и отделить инфраструктуру от перевозок. При этом он не поддержал предложением С. Цивилева. А, наоборот, заявил, что ОАО "РЖД" должно строить инфраструктуру, но при этом не участвовать в коммерческих проектах, связанных с перевозками по ней. В новых условиях нужно быть смелее, подчеркнул С.Шишкарев. Например, рассматривать вопрос новой формы участия бизнеса в развитии железнодорожной инфраструктуры – концессионного соглашения. Г-н Шишкарев такую идею сам же характеризует как новый и смелый формат.

Из всех этих заявлений можно сделать простой вывод – компании беспокоятся за свой бизнес, особенно в текущих условиях. Им нужны четкие и, главное, эффективные решения, конкретные цифры и задачи, в том числе по работе на многострадальном Восточном полигоне. Уже упомянутый объем пропускной способности железных дорог в восточном направлении до 305 млн т грузов к 2035 году, по словам С. Шишкарева, не содержит понимания, насколько этого объема достаточно? "Кто будет потребителем угля? Кто его будет покупать? Кем и как он будет переваливаться в порты и как вывозится? Где эти рынки сбыта? Также мы должны изучить, кто и как будет этот уголь добывать. Какие разведанные запасы? Какие запасы предлагаются к извлечению и к экспортным поставкам? Почему именно 305 млн т, а не 290 млн т или не 355 млн т? Это много или мало? Ответа на этот вопрос нет", – высказывается он.

Более того, бизнес сегодня не устраивает и наличие многочисленных ответственных за развитие Восточного полигона, что усложняет и взаимодействие, и построение программ развития компаний. По мнению С. Шишкарева нужна одна структура, владеющая полной информацией по проекту. Он высказывается за аккумулирование этой функции у Минтранса и за создание Совета потребителей инфраструктуры Восточного полигона, что опять-таки снова подтверждает вывод о желании увеличить влияния определенных групп на РЖД.

Подобная позиция звучит и из уст крупнейших бизнесменов страны. Так, Аркадий Ротенберг на форуме заявил, что российская экономика может адаптироваться к сложившемуся кризису, только для этого необходимо снятие стоящих на пути бизнеса регуляторных барьеров. Нужно систематизировать все, что есть, создать наиболее благоприятные условия для бизнеса и давать доступ к кредитным средствам, считает бизнесмен.

Перед этим бизнесмен Олег Дерипаска высказался о том, что в новых условиях в России стоит действовать так, чтобы не вредить частному сектору.

Подытоживая все эти заявления спикеров и чиновников, следует отметить проблески некого позитивного сигнала о возникновении условий для конкуренции и соблюдении ранее озвученных договоренностей. Но с оговоркой – государство развернется к бизнесу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер07.09.2022