30-08-10 / 2010
Новости отрасли
Перед комплексом управления движением стоит задача организации перевозочного процесса в условиях полностью приватного парка грузовых ...

Иван Яриков, главный инженер центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД": Одна из главных задач комплекса управления движением компании - эффективная организация перевозочного процесса в условиях полностью приватного парка грузовых вагонов. Для её выполнения предстоит реализовать целый ряд важнейших технологических и технических новшеств.

- Иван Михайлович, каковы сегодня наиболее характерные показатели в эксплуатационной работе РЖД, на фоне которых будет происходить полная передача инвентарного парка в собственный?

- В текущем году на волне выхода экономики из кризиса и связанного с этим динамичного роста объемов перевозок продолжает претерпевать серьезные изменения структура грузопотоков как по родам грузов, так и по видам сообщения и направлениям погрузки. Так, за 7 месяцев текущего года объемы среднесуточной погрузки увеличились к уровню 2009 года на 11,3% и составили 3 млн. 246 тыс. тонн в сутки. Средняя дальность перевозок по инфраструктуре РЖД увеличилась на 4 км к уровню 2009 года, достигнув 1512 км - это максимальный зафиксированный показатель для железных дорог России и СССР. Доля порожнего пробега сократилась с 42,1 до 41%. По итогам работы за 7 месяцев средний вес грузового поезда выполнен на уровне 3881 тонны при бюджетном задании 3858 тонн. Показатель увеличен к заданию на 23 тонны и к уровню прошлого года на 20 тонн. Негативное влияние на перевозочный процесс оказывают отказы в работе технических средств, в 2009 году допущено 70 тыс. отказов, по этой причине задержано 175 тыс. поездов. В текущем году количество отказов возросло на 10%. Причина - отсутствие необходимой работы со стороны руководителей разных уровней, которые непосредственно отвечают за это направление деятельности.

- Как известно, одной из главных задач сейчас является своевременная и качественная адаптация перевозочных технологий к работе при полной приватизации парка грузовых вагонов. Насколько продвинулась ситуация в этом направлении?

- Формирование конкурентного рынка грузовых перевозок и создание Второй грузовой компании ставит перед нами ключевую задачу по организации эффективной технологии управления перевозочным процессом в условиях полностью приватного парка грузовых вагонов. "Российские железные дороги" должны обеспечить реализацию функций публичного перевозчика в условиях отсутствия инвентарного парка. На протяжении последних лет принципы управления вагонными парками системно рассматривались на всех уровнях - на заседаниях правления и научно-технического совета ОАО "РЖД", в органах исполнительной и законодательной власти. Ряд вопросов нашел свое решение - по ним сформированы конкретные предложения по внесению изменений в нормативно-правовую и тарифную базу грузовых перевозок. Особое внимание в дирекции уделяется вопросам технологии: разработан Единый сетевой технологический процесс железнодорожных перевозок, который объединяет системы планирования, нормирования и управления эксплуатационной работой железных дорог в условиях полностью приватного парка грузовых вагонов.

В новых условиях наиболее серьезные изменения коснутся технологии работы с порожними вагонами. В этой связи нами разработан проект "Правил перевозок порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику".

Еще одно важнейшее направление - внедрение современных информационных технологий по управлению вагонными парками. 1 февраля 2010 года в ОАО "РЖД" была начата опытная реализация проекта по управлению перевозчиком парком полувагонов ОАО "ПГК" с применением методов автоматизированной адресной привязки. В ходе детального анализа работы автоматизированной системы Центральной дирекцией управления движением совместно с ЦФТО разработан в виде технических заданий и реализован ряд технологических решений, направленных на повышение эффективности управления порожними приватными вагонами. Сформированные универсальные принципы возможно реализовать и применительно к вагонам Второй грузовой компании, что позволит ей с первого дня организовать свою деятельность с учетом технологического опыта, приобретенного нами за последние годы.

- Каковы основные технологические особенности работы в новых условиях?

- В новых условиях на первый план выходит рациональное использование инфраструктуры, увеличение темпов ее обновления и развития. Работа с полностью приватным парком грузовых вагонов определяет новые подходы к развитию и размещению сортировочных станций. Это связано с дополнительной потребностью в формировании технических маршрутов и выделенных направлений из порожних вагонов разных собственников. Для организации эффективной эксплуатационной работы железных дорог в условиях полностью приватного вагонного парка необходимо реализовать следующие технологические задачи: динамичное повышение уровня технической и отправительской маршрутизации, снижение количества переработок вагона на станциях за его полный оборот в целях рационального использования сортировочных мощностей сети и сокращения сроков доставки, строгое соблюдение принципов планирования погрузки за 10 суток во внутреннем сообщении и за 15 суток - в экспортном, что позволит повысить качество использования подвижного состава, пропускных способностей и усилить технологическую дисциплину.Предстоит реализовать задачу достоверного планирования погрузки как по объемам, так и по дорогам назначения, заменив прогнозную составляющую плана перевозок реальными заявками грузоотправителей. Это является основным технологическим элементом выполнения Директивного плана-графика ремонта инфраструктуры. Необходимо отчетливо понимать, что перемещение порожнего приватного подвижного состава для всех собственников и операторов должно быть основано на принципах приема заявок на перевозку. Это обеспечит достоверное планирование порожних вагонопотоков и рациональный подвод вагонов к местам погрузки исходя из реальной потребности грузоотправителей.

- Какие бы вы назвали основные задачи комплекса управления движением на ближайшее будущее?

- В условиях глубокого реформирования железнодорожной отрасли основными задачами эксплуатационной деятельности на 2010-2011 годы следует считать повышение надежности и качественного уровня содержания инфраструктуры, увеличение скоростей на важнейших грузонапряженных направлениях. Необходимо также добиться динамичного снижения эксплуатационных расходов на переработку вагонопотоков за счет комплексного инновационного развития и автоматизации сортировочных станций с концентрацией ресурсов на приоритетных объектах сети железных дорог. Должна быть продолжена работа по оптимизации эксплуатации малодеятельных линий с применением малозатратных технологий. Кроме того, чрезвычайно важно обеспечить формирование мобилизующего энергооптимального графика движения поездов, внедрение инновационных технологий, направленных на привлекательность в первую очередь пассажирских, маршрутных и контейнерных перевозок. Требуется также активизировать дальнейшую работу по формированию нормативных решений в области управления парками порожних вагонов, направленную на эффективную деятельность операторских компаний.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.08.10По новым правилам