25-01-12 / 2012
Новости отрасли
Пенсионные средства вложат в облигации РЖД

Вчера премьер-министр Владимир Путин поручил нескольким министерствам разработать процедуру размещения средств накопительной части трудовой пенсии в инфраструктурные облигации - в бумаги ОАО " РЖД " . Задача поставлена в интересах железнодорожного ведомства, которому необходимо финансирование инвестиционной программы, о повышении эффективности средств будущих пенсионеров речи не идет.

Размещение средств накопительной части пенсионных сбережений, которыми управляет Внешэкономбанк ( ВЭБ), может использоваться для развития железнодорожной инфраструктуры, заявил премьер министр Владимир Путин на совещании по развитию угольной промышленности. Он уточнил, что речь идет о вложениях в долгосрочные инфраструктурные облигации, и поручил заняться этой задачей Минэкономразвития, Минфину, Минтрансу и Минздравсоцразвития.

Финансировать инвестиционную программу РЖД путем выпуска государственных инфраструктурных облигаций еще в 2010 году предложил правительству президент железнодорожной монополии Владимир Якунин. Правда, изначально он имел в виду, что эти инструменты будут размещены на свободном финансовом рынке. О том, что ВЭБ готов вложить пенсионные средства, которыми он управляет, в облигации РЖД, заявил на конференции в октябре 2011 года заместитель председателя правления банка Михаил Полубояринов. В целях сохранения этих средств ВЭБ ставит перед собой задачу диверсифицировать свой инвестиционный портфель, в частности, за счет увеличения доли долгосрочных корпоративных облигаций и обеспеченных госгарантиями бумаг компаний, участвующих в " национально значимых инфраструктурных проектах " , говорится в стратегии банка до 2015 года. Полубояринов отметил тогда, что "колоссальные " сроки, на которые размещаются пенсионные накопления, и их объемы делают их очень привлекательным для РЖД источником средств. Правда, одновременно он подчеркнул, что ВЭБ готов вкладываться в долгосрочные бумаги инфраструктурных компаний при условии соблюдения требований к кредитному качеству бумаг и по рыночной доходности. Для РЖД, доходность которой, как естественной монополии, регулируется государством, второе требование может оказаться трудновыполнимым.

В Минфине идея Якунина об инфраструктурных облигациях тогда не встретила понимания. По мнению чиновников, предложенная РЖД схема, по сути, представляет собой федеральный заем. " Это то же, что нам выпустить наши облигации федерального займа, занять деньги на рынке, увеличить дефицит бюджета и включить в расходы бюджета средства на реализацию инвестиционной программы. То есть те же субсидии " , - говорил на прошлогодней конференции замминистра финансов России Александр Новак ( цитата по РИА Новости). Взамен Новак предложил железнодорожникам привлекать средства под частичные госгарантии займов на конкретные инвестпроекты. Например, если компания разработала проект стоимостью свыше 5 млрд руб. и готова вложить в него не менее 15% собственных средств, то госгарантии можно было бы получить еще под 50% необходимых инвестиций, говорил он. В результате РЖД могла бы снизить ставку по привлеченным кредитам и инвестиционные риски.

"Вероятные объемы выпуска и сроки обращения инфраструктурных облигаций РЖД еще не объявлены, - сказал вчера "МН" источник в железнодорожной монополии. - У нас были разногласия с Минфином по поводу того, кто будет гарантировать их погашение: государство или сама РЖД. Очевидно, теперь эта тема будет еще раз проработана".

Как сообщил вчера директор департамента доверительного управления Внешэкономбанка Александр Попов, сейчас облигаций высоконадежных российских эмитентов, обеспеченных госгарантией, в портфеле банка мало - "менее 50 млрд руб., что составляет 3,5% от рыночной стоимости портфелей, находящихся под управлением" ВЭБа. По словам Попова, причина в том, что объемы выпуска таких бумаг невелики, рынок не развит, и ВЭБ является, по сути, единственным долгосрочным инвестором. Однако, по мнению экспертов, с точки зрения интересов клиентов банка - будущих пенсионеров, преимуществами таких бумаг являются только гарантии их погашения со стороны государства и стабильность дохода. Недостаток же заключается в низкой доходности, о чем говорили и чиновники, когда Владимир Якунин впервые озвучил свою идею. Кроме того, реализация проекта, под который выпущены такие бумаги, никогда не гарантирует возврат средств, государство также может объявить дефолт, считает старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. Плюс ко всему госкорпорация ВЭБ может действовать в интересах государства в ущерб интересам будущих пенсионеров, говорит Васин.

Заместитель гендиректора " Allianz РОСНО Управление активами" Сергей Лукин говорит, что примеры использования пенсионных средств в инфраструктурных проектах в форме государственно-частного партнерства в России есть, но они единичны, и на их основании делать выводы об успешности такого инвестирования невозможно. Между тем, говорит президент НПФ "Стальфонд" Андрей Никитченко, частные пенсионные фонды во всем мире являются единственным рыночным инвестором в проекты инфраструктуры. "Например, около 5-10% инвестиционного портфеля любого пенсионного фонда Австралии приходится на инвестиции в инфраструктуру", - рассказывает Никитченко.

Однако в России до сих пор на законодательном уровне нет даже определения инфраструктурных облигаций, хотя участники рынка, работающие в системе обязательного пенсионного страхования, уже давно говорят о необходимости расширения перечня инструментов, в которые можно было бы инвестировать пенсионные средства.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Московские новости25.01.12Деньги под рельсы