20-06-24 / 2024
Новости отрасли
Парламент Казахстана ратифицировал ряд соглашений с КНР по развитию Транскаспийского маршрута

Сенат (верхняя палата) парламента Казахстана в четверг одобрил ратификацию ряда соглашений между Казахстаном и Китаем в сфере развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) и автоперевозок.

Мажилис (нижняя палата) парламента одобрила ратификацию этих соглашений в мае.

В частности, один из документов предусматривает наращивание перевозок контейнерными поездами по территориям двух стран и подготовку прогнозов потенциального ежегодного объема перевозок грузов по ТМТМ.

Как заявил председатель комитета Сената по международным отношениям, обороне и безопасности Андрей Лукин, выступая перед сенаторами, одной из ключевых целей соглашения является организация обмена данными по слежению за подвижным составом на территории обоих государств, что обеспечит повышение безопасности и эффективности перевозок.

Он напомнил, что в 2023 году объем контейнерных перевозок по Транскаспийскому маршруту составил 20,5 тыс. TEU.

"По итогам первых четырех месяцев текущего года контейнерные перевозки по данному маршруту увеличились на 70% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Этот значительный рост свидетельствует о возрастающей роли данного маршрута в международных транспортных и логистических цепочках, что делает соглашение крайне актуальным и своевременным", - сказал Лукин.

Это соглашение было заключено в Пекине 17 октября 2023 года.

Другое соглашение направлено на эффективное использование автомобильного, железнодорожного и морского видов транспорта на маршрутах ТМТМ.

"Соглашение направлено на (...) создание благоприятных условий для перевозки грузов. Оно предусматривает развитие логистических центров на территориях двух стран для привлечения дополнительных объемов транзита на ТМТМ", - проинформировал Лукин.

По его словам, в 2022 году общий объем перевозок грузов по ТМТМ вырос в два раза к предыдущему году, а в прошлом году еще на 65%, достигнув 2,7 млн тонн.

"Сегодня сроки доставки грузов транзитом из Азии в Европу сокращены до 18 дней, из которых 6 дней приходится на территорию Казахстана. Это в два раза быстрее, чем в прошлом году", - уточнил сенатор.

Депутат отметил, что соглашение предусматривает развитие торгово-экономического сотрудничества между Казахстаном и Китаем и позволит увеличить объемы перевозок грузов, выполняемых между двумя странами.

Еще одно соглашение сфокусировано на международных автомобильных перевозках.

"Китай является одним из ключевых торговых партнеров страны. За последние годы между двумя странами наблюдается тенденция ежегодного роста объемов автомобильных перевозок грузов", - отметил Лукин.

По его словам, в 2023 году объем перевозок автотранспортом увеличился в два раза по сравнению с 2022 годом и составил почти 2 млн тонн.

Соглашение позволит регулировать перевозку грузов между Казахстаном и Китаем, а также транзит через их территории в третьи страны. Соглашение, в частности, разрешит казахстанским автотранспортным средствам проезжать вглубь территории Китая, в том числе в морские порты на юго-востоке страны.

В заключении комитета Сената по международным отношениям, обороне и безопасности отмечается, что такая возможность позволит сократить расходы и время на перегрузку товаров в приграничных районах Казахстана и КНР, что положительно скажется на стоимости ввозимых товаров и затратах казахстанских экспортеров, а также увеличении объемов перевозок.

Аналогичные условия будут действовать для китайских перевозчиков на территории Казахстана.

Ранее сообщалось, что планируется выдача электронных бланков разрешений на осуществление перевозок автомобильным транспортом, тогда как сейчас стороны используют бумажные бланки.

Помимо этого, Сенат в четверг утвердил ратификацию межправительственного соглашения о международных комбинированных грузовых перевозках между странами-членами Организации тюркских государств (ОТГ).

Соглашение было подписано в Самарканде 11 ноября 2022 года. Нижняя палата парламента одобрила ратификацию в мае этого года.

"Соглашение направлено на упрощение международных грузовых перевозок с использованием различных видов транспорта и развитие торгово-экономических отношений между государствами-членами Организации тюркских государств", - заявил на заседании верхней палаты член комитета Сената по международным отношениям, обороне и безопасности Амангельды Нугыманов.

Он добавил, что по итогам 2023 года объем перевозок грузов между Казахстаном и государствами-членами ОТГ составил порядка 35 млн тонн, что на 20% больше показателя 2022 года.

"Сегодня стратегическим проектом сотрудничества является Транскаспийский международный транспортный маршрут. Это транспортная артерия станет континентальным мостом, сократит вдвое сроки перевозки грузов и сократит транспортные расходы", - добавил сенатор.

Кроме того, по его словам, соглашение позволит увеличить объемы перевозок грузов, выполняемых железнодорожным, водным и автомобильным транспортом между тюркскими государствами.

Нугыманов отметил, что для реализации норм соглашений будет создан совместный комитет по развитию перевозок между странами ОТГ.

В состав ОТГ входят Казахстан, Турция, Азербайджан, Киргизия и Узбекистан. Статус наблюдателей имеют Венгрия, Туркмения, Турецкая республика Северного Кипра и Организация экономического сотрудничества (региональная экономическая организация, образованная в 1985 году странами Средней Азии и Ближнего Востока).

Транскаспийский международный транспортный маршрут, известный также как "Средний коридор", - международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс20.06.2024