01-07-15 / 2015
Новости отрасли
Парад заместителей

Проекты по импортозамещению будут поддержаны государством. Кто получит деньги и льготы?

На фоне обострения отношений с Западом президент Владимир Путин в 2014 году заговорил о необходимости скорейшего импортозамещения. Уже в апреле 2015 года Минпромторг разработал 19 отраслевых планов локализации производства импортной продукции, на что потребуется 159 млрд рублей из бюджета. Свои планы есть у Минкомсвязи, Минтранса и Минэнерго. Всего поддержку должны получить около 2500 проектов.

Один из участников списка Forbes смотрит на шумиху вокруг импортозамещения со скепсисом. "Исторический путь России обрекает ее заниматься технологиями, но, когда денег было много, в хай-тек не вкладывались", - объясняет он. Теперь некоторые проекты, которые министерства заявляют как перспективные, уже практически реализованы. "Им нужно отчитываться, вот и поставили в план", - говорит миллиардер. И добавляет: "Каждый проект проходит несколько стадий: шумиха, неразбериха, наказание невиновных и награждение непричастных. Сейчас мы проходим первый этап". По мнению профессора НИУ ВШЭ Константина Сонина, тематические планы правительства - попытка владельцев фирм пролоббировать для себя рост доходов за счет подавления конкуренции и бюджетных вливаний.

В приказах Минпроторга и Минсвязи обозначены только темы и нет упоминания конкретных разработчиков продукции, которая должна заменить импортную. Forbes нашел две компании, которые точно участвуют в программе.

И маленькая тележка

Шестнадцатого марта на Тихвинском вагоностроительном заводе (ТВСЗ) собрались генералы транспортного машиностроения - премьер Дмитрий Медведев проводил здесь отраслевое совещание. Владелец группы ИСТ Александр Несис (№37 в рейтинге Forbes, состояние $2,5 млрд) показал ему свои инновационные вагоны - их грузоподъемность на 10% выше, чем у обычных. Рядом с новенькими красавцами словно для контраста стоял обшарпанный полувагон: такие, мол, присылают на завод по госпрограмме продления срока службы подвижного состава. Этот-то старый вагон и стал причиной скандала на мартовском совещании, рассказывает один из его участников.

Александр Волошин, председатель совета директоров Первой грузовой компании (ПГК), заявил, что Несис пускает пыль в глаза: пробив номер "гадкого утенка" в базе данных, он выяснил, что вагон вчистую списан и, по его мнению, служит бутафорией - доказательством того, что ТВСЗ получает вагоны на реставрацию, для которой предусмотрена господдержка (на заводе факт подмены отрицают). Но компания Несиса действительно претендует на участие в программе ремонта вагонов с заменой старых вагонных тележек (грузоподъемность 23 т на ось) на выпускаемые ТВСЗ инновационные тележки (25 т на ось) примерно на 1 млрд рублей.

Несис запустил ТВСЗ, самое крупное в России предприятие по строительству вагонов, в 2012 году. Инвестиции составили около $1,5 млрд заемных средств. Инновационную тележку разрабатывали не с нуля. ТВСЗ купил у американской компании Wabtec интеллектуальные права на производство ее тележек Barber на все пространство так называемой русской колеи (ширина 1520 мм принята в странах бывшего СССР, Финляндии и Монголии). На основе этой тележки инжиниринговые центры американской и российской компаний создали специальную модель для России.

Но в 2013 году на рынке грузовых перевозок начался кризис, их объем в прошлом году упал на 1%. Единственный выход для вагоностроителей - стимулировать замену парка. Как убедить клиентов покупать вагоны, которые, по подсчетам гендиректора "Infoline-аналитики" Михаила Бурмистрова, стоят дороже новых вагонов старой конструкции на 150 000-500 000 рублей?

Для поддержки программы замены изношенного парка Федеральная служба по тарифам установила скидку на порожний пробег инновационных вагонов до 30%, говорит Бурмистров. Из бюджета покупатель такого вагона получает либо субсидию по лизинговым платежам - около 130 000-150 000 рублей, либо субсидию за утилизацию старого вагона - 130 000 рублей. До начала 2015 года можно было получить сразу обе субсидии. В 2014 году на субсидирование ставок по кредитам на закупку инновационных вагонов из бюджета было выделено 690 млн рублей, а на субсидирование предприятий транспортного машиностроения - 1,8 млрд рублей.

Кроме ТВСЗ вагоны большей грузоподъемности с тележкой собственной конструкции выпускает "Уралвагонзавод" (УВЗ). Его гендиректор Олег Сиенко на мартовском совещании просил у Медведева дополнительных госгарантий для реструктуризации кредитов, "потому что у каждого из нас подошли уже сроки отдачи".

У Несиса с кредитной нагрузкой все не так критично - в конце апреля "Объединенная вагонная компания" (ОВК), которая управляет ТВСЗ, разместила на Московской бирже 12,2% акций на 9 млрд рублей. В 2014 году ТВСЗ удвоил парк вагонов по сравнению с 2013 годом. "Под лозунгом господдержки вагоностроения нас заставляют менять вагоны,- сетует топ-менеджер логистической компании, пожелавший сохранить анонимность. - Выглядит, как если бы у автомобилиста отнимали машину, чтобы заставить купить новую". Несис, по его словам, "человек талантливый и, как квазимонополисты, они с Сиенко добиваются поддержки государства".

В программу импортозамещения ТВСЗ тоже попал. Минпромторг включил в свой приказ комплектующие для его вагонных тележек, назначив срок локализации до 2018 года. Правда, ранее в интервью газете "Ведомости" гендиректор ОВК Роман Савушкин говорил, что производство комплектующих будет на 100% локализовано уже в 2015 году. В письменных ответах на вопросы Forbes он не назвал конкретный год, но подтвердил, что проект идет полным ходом. "Сейчас запускаются оставшиеся мощности по производству сложных деталей, - объяснил он. - Таких, например, как подшипники". Похоже, Минпромторг сможет отчитаться об успешном кейсе по импортозамещению раньше срока.

...

 

ИсточникДатаНаименование материала
Forbes (русское издание)01.07.2015