29-06-20 / 2020
Новости отрасли
Пандемия поставила под вопрос реализацию инициативы Один пояс – один путь

Пандемия COVID-19 нанесла серьезный удар по реализации проектов в рамках китайской инициативы "Один пояс – один путь". По словам Ван Сяолуна, генерального директора департамента по международным экономическим вопросам Министерства иностранных дел КНР, пандемия сорвала пятую часть планов. Примерно 40% проектов сильно пострадали, 40% пострадали частично.

Китай на прошлой неделе провел первую видеоконференцию по инициативе в рамках своих усилий по перезапуску проектов.

Проекты, которые были сорваны, включали Китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC) стоимостью $60 млрд, что было отмечено в рамках мероприятия. Некоторые азиатские страны, включая Малайзию, Бангладеш, Индонезию, Пакистан, Камбоджу и Шри-Ланку, также либо резко остановили, либо сообщили о задержках по проектам, финансируемым Китаем. COVID-19 затормозил создание камбоджийской специальной экономической зоны Сиануквиль.

Следует отметить, что и до пандемии многие проекты реализовывались слишком медленно или вовсе откладывались. Так, один из ярчайших примеров – железнодорожная ветка Бандунг – Джакарта, на строительство которой Индонезия получила $5,5 млрд в 2015 году. Затем началась бумажная волокита. В результате местные власти сообщили, что проект готов лишь на 10%. А его стоимость тем временем выросла до $6млрд. Будущее проекта туманно.

Сейчас большинство проектов в рамках инициативы либо приостановлены, либо по ним проводится минимальный объем работ. К началу января в рамках "Один пояс – один путь" планировалась реализация 2951 проекта общей стоимостью $3,87 трлн.

Общий объем кредитования Китаем Африки составил $152 млрд кредитных обязательств в период с 2000 по 2018 год. Многие страны Африки и Азии не смогли продолжить реализацию мегапроектов в связи с отсутствием финансирования, которое до пандемии активно предоставлял Китай. Теперь же многие финансируемые Китаем проекты в Замбии, Зимбабве, Алжире и Египте были приостановлены или могут быть отложены. Государства, взявшие у Китая миллиардные кредиты на строительство мегапроектов, в том числе автомагистралей, портов и железных дорог, в настоящее время требуют заморозки выплат по долгам или некоторых списаний долгов, так как из-за пандемии некому вести строительство.

Ранее президент Китая Си Цзиньпин пообещал африканским странам списать все беспроцентные кредиты, причитающиеся в этом году. Но пандемия внесла свои коррективы.

Банки Китая, включая Exim Bank и Китайский банк развития, которые финансируют большинство проектов BRI, теперь более осторожны в своем кредитовании. Еще до пандемии они начали сокращать объем новых кредитов, выдаваемых в рамках инициативы.

Самим гражданам Китая масштабная выдача кредитов тоже перестает нравиться. Местные СМИ чаще стали выступать с критикой проекта, называя кредиты помощью. Общественность в недоумении, почему страна, которая сегодня должна сфокусироваться на своих собственных проблемах, легко тратит деньги за рубежом, очень часто давая в долг тем, кто вернуть его просто не сможет.

На праздновании пятилетия инициативы Си Цзиньпин отметил, что "Один пояс – один путь" – это не экономическая кооперация, не геополитический или военный альянс. Это открытый для вовлечения процесс, это не создание элитных кругов или китайского клуба. Китай уже вложил более $60 млрд в реализацию проектов вдоль пути, объем торговли со странами в рамках проекта достиг $4 трлн, было создано 200 тыс. рабочих мест.

Напомним, что в конце 2017 года общий долг стран по проектам в рамках BRI только перед Государственным банком развития Китая, согласно подсчетам экспертов, составил около $180 млрд.

В настоящее время Китай, который выходит из кризиса, вызванного пандемией, продолжает настаивать на скорейшем возобновлении реализации запланированных проектов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру29.06.2020