08-04-21 / 2021
Новости отрасли
Пандемия дала импульс контейнерному транзиту

Одним из ключевых обстоятельств, повлиявших на объемы грузовых потоков в 2020 году, стала пандемия. Она сделала железную дорогу основным логистическим каналом доставки ряда важнейших товарных групп. Ограничения, которые коснулись морских и авиационных грузоперевозок, стали импульсом для перехода грузоотправителей на железную дорогу и развития транзитных контейнерных перевозок.

Железная дорога уверенно продемонстрировала как стабильность сроков перевозок, так и отсутствие проблем с наличием подвижного состава.

Потенциальные клиенты компании имели возможность убедиться в экономичности, надежности и безопасности отправок по сети РЖД.

Дополнительную динамику росту контейнерных перевозок придала программа субсидирования контейнерного транзита, подписанная председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным в августе 2020 года.

В целом ситуация подтвердила, что контейнерные перевозки – это наиболее эффективно развивающийся сегмент рынка транспортно-логистических услуг с серьезным потенциалом роста. В компании считают, что клиенты, оценив все качественные и ценовые преимущества железнодорожных перевозок, будут останавливать свой выбор именно на них.

В 2020 году в результате перехода грузов с морского транспорта на железнодорожный высокий рост показал контейнерный транзит Китай – Европа – Китай. Значительное увеличение транзитных перевозок из Европы в КНР было обеспечено в том числе и за счет реализации проекта по контейнерному транзиту санкционных грузов с использованием электронных навигационных пломб, стартовавшего в марте прошлого года.

На данный момент "РЖД Логистика" организует транспортировку контейнеров с санкционным грузом по Южному транзитному коридору через территории России и Казахстана совместно с ОТЛК ЕРА, а также по Северному транзитному коридору через погранпереход Забайкальск – Маньчжурия.

Основные направления: Германия, Польша, Латвия, другие страны ЕС – Китай (Сучжоу, Сиань, Харбин) и Украина – Узбекистан, Казахстан, Туркмения.

В рамках проекта отправлено уже 328 контейнеров, в том числе три полносоставных контейнерных поезда. Учитывая рост спроса на транзитные перевозки санкционных грузов, "РЖД Логистика" планирует развивать это перспективное направление и в дальнейшем.

В условиях увеличения объемов транзита из КНР в Европу особенно важно обеспечить обратную загрузку. С этой целью "РЖД Логистика" в 2020 году привлекла дополнительный объем грузов из Польши (Гливице) в Китай.

Ежемесячный объем перевозок – более 10 поездов, что положительно влияет на затраты по использованию вагонов на маршруте. Кроме того, с сентября 2020 возобновлена доставка железнодорожным транспортом автомобилей Porsche из Европы в КНР. Она была приостановлена из-за пандемии и сейчас снова функционирует на полную мощность.

"РЖД Логистика" намерена развивать сегмент транзитных контейнерных перевозок из европейских стран в страны АТР – и сервис Trans-Siberian LandBridge, который компания реализует совместно с FESCO, будет этому способствовать. В 2020 году продукт уже показал свою востребованность и надежность. Контейнерные перевозки, несомненно, продолжат свое развитие в будущем, и транзит останется одним из основных драйверов.

При этом большую роль будут играть такие факторы, как развитие международных транспортных коридоров, активное участие других стран АТР, помимо Китая, вовлечение новых погранпереходов и точек пропуска, расширение клиентской базы и вывод на рынок новых продуктов с использованием специализированного подвижного состава. Рынок контейнерных перевозок имеет большой потенциал. Новые технологические решения последних лет существенно упрощают процесс перевозки, позволяя доставлять в контейнерах те виды грузов, которые раньше транспортировались иным способом.

Компания предлагает своим клиентам новые возможности контейнерных перевозок и планирует вести активную работу с грузоотправителями, готовыми к контейнеризации.

Рост контейнерных перевозок может быть также обеспечен за счет увеличения объемов экспортных отправок, в частности агроэкспорта, который уже получил серьезную поддержку со стороны органов государственной власти и будет укреплять свои позиции.

Говоря о развитии контейнерных перевозок, следует обозначить и проблемные места. Пандемия, отразившаяся на эффективности всех отраслей экономики, вызвала дисбаланс грузопотоков, который продолжает оказывать влияние на развитие рынка.

В частности, серьезной проблемой стал дефицит порожнего оборудования, резко обозначившийся в октябре – ноябре 2020 года из-за значительного увеличения сроков обработки партий грузов, вызванного ограничениями на погранпереходах не только в пространстве евро-азиатских коридоров, но и на территории Северной и Южной Америки. Рост объемов китайского экспорта на западные рынки после ослабления карантинных мер привел к тому, что контейнеры, отправленные из Китая с товаром, было нечем загружать в обратном направлении. Это вызвало острую нехватку порожних контейнеров в Азии на фоне их скопления на Западе.

Сложную ситуацию спровоцировали ограничения на прием грузов, введенные Китаем на пропускных пунктах. Грузы, ввозимые на территорию КНР, должны проходить санитарную обработку, требующую дополнительного времени, что создает условия для возникновения задержек доставки товаров. Недостаток пунктов фитосанитарного контроля на границе с КНР также является серьезным препятствием для роста объемов контейнерных перевозок.

Но, несмотря на эти трудности, у рынка контейнерных перевозок большой потенциал, и в ближайшее время он сохранит свои темпы роста.

"РЖД Логистика" намерена развивать сегмент транзитных контейнерных перевозок из европейских стран в страны АТР – и сервис Trans-Siberian LandBridge, который компания реализует совместно с FESCO, будет этому способствовать. В 2020 г. продукт уже показал свою востребованность и надежность

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер08.04.2021