03-08-20 / 2020
Новости отрасли
Падение ж/д погрузки в РФ в июле замедлилось до 3,9% вопреки "провальным" прогнозам

Погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в июле 2020 г. сократилась на 3,9% по сравнению с тем же периодом 2019 г., до 103,8 млн тонн, сообщила компания.

В среднесуточном выражении это составило 3,347 млн тонн в сутки, уточнил источник агентства, знакомый с деятельностью монополии.

В начале прошлого месяца замглавы РЖД Алексей Шило заявлял, что в июле перевозчик ожидает сокращения погрузки на 6,5% (до 3,26 млн тонн в среднем в сутки). При этом, правда, он уточнял, что речь идет о "нижней планке". "У нас уже третий месяц подряд идет рост экспортных перевозок, и постепенно сокращается отставание по "внутрянке". Рассчитываем, что некоторое восстановление внутрироссийских перевозок нам может помочь погрузку в целом увеличить", - говорил топ-менеджер.

Шило также отмечал, что в абсолютном выражении "постепенно идет восстановление", и во втором месяце лета "Российские железные дороги" прогнозируют бОльшую ежесуточную погрузку, чем в июне, когда ее падение составило 4,4%, по итогам I полугодия - 4,5%.

НОТЫ ОПТИМИЗМА

Фактические июльские данные вносят некоторый оптимизм в прогнозы, которые компания давала около месяца назад в ходе встречи с крупнейшими грузоотправителями и пользователями услуг ж/д транспорта. Тогда из презентации Шило, содержание которой приводил "Интерфакс", следовало, что РЖД ожидают восстановления динамики погрузки лишь ближе к концу 2020 г.

Темпы падения будут увеличиваться во II и III кварталах, ожидала тогда монополия. В январе-марте из-за "начала замедления мировой экономики", "ухудшения эпидемиологической обстановки" и срыва сделки ОПЕК+ погрузка сократилась на 3,8% по сравнению с тем же периодом годом ранее (на 4,8% в среднесуточном выражении с поправкой на дополнительный день в 2020 високосном году, до 306,6 млн тонн), отмечал перевозчик. И далее, если в апреле-июне показатель "просел" до "-5,4%" (297,8 млн тонн), то в июле-сентябре прогнозировались "-6,5%" (301,9 млн тонн).

Динамику погрузки в этот период будут определять повсеместное распространение коронавирусной инфекции и "беспрецедентные ограничения" во II квартале, а также сохранение в III квартале большинства тенденций в объемах поставок грузов с адаптацией к новым условиям, говорилось в презентации. И лишь в IV квартале монополия ожидала замедления падения отправок до 4,4% (307,5 млн тонн) на фоне спада влияния пандемии и начала восстановления экономики.

"Опыт прошлых кризисных периодов, в том числе рецессии 2008-2009 гг., свидетельствует, что экономика не восстанавливается одноразово. Выход на траекторию устойчивого роста ВВП ожидается только к концу 2021 г.", - отмечали при этом РЖД, подтверждая свои прогнозы заявлениями Института международных финансов (Institute of International Finance) о том, что "из-за резкой остановки восстановление экономики во II полугодии будет медленным".

Компания иллюстрировала эти ожидания данными о погрузке в кризисные 2008-2009 гг. "Снижение погрузки, начавшееся в III квартале 2008 г., продолжалось еще год", - подчеркивала монополия: тогда после оптимистичного начала года (+5,3% в I квартале) со второй его половины динамика ушла в "минус" ("-0,3%" в июле-сентябре). Глубокое падение объемов отправки (более сильное, чем прогнозируемое в 2020 г.) продолжалось с IV квартала 2008 г. до III квартала 2009 г. ("-16,9%", "-27,1%", "-19,1%" и "-12,3%", соответственно; в среднем - почти на 19% ниже уровней предшествовавшего года). И только в IV квартале 2009 г. наметился рост (на 0,9%).

Между тем, в распространенном тогда пресс-релизе компания приводила более позитивные прогнозы, которые в начале июля повторил Шило журналистам. "По нашим оценкам, постепенное восстановление объемов погрузки начнется уже с III квартала, когда негативные последствия пандемии многими секторами экономики будут нивелированы, и начнется стадия восстановительного роста", - отмечал топ-менеджер, добавляя, что "для поддержки грузоотправителей в этот период компания продолжит работу по максимальному освоению предъявляемого объема" грузов.

ГРУЗОВОЙ ФРОНТ

По итогам января-июля 2020 г. падение объемов отправки по сравнению с тем же периодом 2019 г. составило 4,4% (до 708,8 млн тонн). В частности, на 9,2% сократилась погрузка каменного угля (до 196 млн тонн), на 8,6% - нефти и нефтепродуктов (до 123,2 млн тонн), на 11,6% - черных металлов (до 39,1 млн тонн), на 13,6% - их лома (до 7,3 млн тонн).

"В минусе" - спектр продукции, используемой в строительстве жилья: цемента (-9,3%, 14 млн тонн), лесных грузов (-4,4%, 24,7 млн тонн). На 7,1% снизилась отправка промышленного сырья и формовочных материалов (до 18,7 млн тонн), на 7,1% - химикатов и соды (до 14,2 млн тонн).

Среди "растущих" номенклатур - строительные грузы (+5,2%, 75,9 млн тонн), железная и марганцевая руды (+0,5%, 69,7 млн тонн), кокс - 6,4 млн тонн (+0,7%), химические и минеральные удобрения (+3,1%, 36,6 млн тонн), зерно (+17,3%, 12,4 млн тонн), цветная руда и серное сырье (+1,5%, 11,6 млн тонн).

Грузооборот в июле снизился на 1,8%, до 209,3 млрд тонно-километров, с учетом порожних рейсов вагонов - на 2,2%, до 264,6 млрд тонно-километров. С начала 2020 г. он сократился на 4,8% (до 1,448 трлн тонно-километров) и 5,1% (до 1,835 трлн тонно-километров), соответственно.

Годовой прогноз, говорил ранее Шило, компания не пересматривала. "Мы все равно пока отталкиваемся от цифры "минус 5%". Считаем, что (она - ИФ) вполне достижима, будем над ней работать", - заявлял замглавы "Российских железных дорог".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс03.08.2020