31-07-13 / 2013
Новости отрасли
Ожидаемый рост промышленного производства не изменит общего отрицательного результата

В правительстве и ОАО «РЖД» ожидают, что во второй половине этого года промышленное производство и, соответственно, погрузка вырастут. Однако этот подъём уже учтён в планах компании.

Росстат опубликовал данные о промышленном производстве в России в первом полугодии. В июне по сравнению с маем оно выросло всего на 0,1%, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост также составил 0,1%. Темпы роста по сравнению с тем, что наблюдалось в первом полугодии прошлого года, упали на 3,1%. Как заметила руководитель департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Ольга Гнедкова, снижение этих темпов оказало негативное влияние на грузовые перевозки. Доходы компании выросли всего на 0,8%, несмотря на 7% индексации тарифов в прошлом году. От стагнации страдают те виды грузов, которые приносят наибольший доход. Если добыча полезных ископаемых выросла на 1%, то обрабатывающие сектора остались на том же уровне. Общее снижение погрузки за полгода составило 3,7%. Тенденция характерна для всего транспорта в стране, у которого за январь – май грузооборот снизился на 0,9%. Лишь автомобильные перевозки выросли на 2,6%.

Тем не менее, как надеется первый заместитель министра экономического развития Андрей Клепач, второе полугодие должно быть лучше первого, а июнь станет последним месяцем падения темпов производства. Сложности возникли из-за низких показателей инвестиций в полугодии (минус 3,7%, по данным Росстата), в то время как сейчас ожидается их подъём. Во втором полугодии Центробанк предоставит новые инструменты коммерческим банкам для повышения ликвидности, а основной пик инвестиций, говорит Андрей Клепач, традиционно приходится на ноябрь – декабрь. К концу года в экономику поступят и средства по инвестпроектам на модернизацию инфраструктуры. Поэтому в министерстве уверены, что «впишутся» в прогноз роста ВВП на этот год – 2,4%.

В ОАО «РЖД» действительно фиксируют в июле некоторое оживление, погрузка идёт выше плана на 0,8%. Однако, как говорит заместитель руководителя департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Старых, улучшение ситуации было запланировано. Если сейчас погрузка составляет минус 3,7%, то по итогам года падение должно составить минус 2,4%. «Мы ожидаем, что вскоре увеличатся перевозки угля, нефтепродуктов и дистиллятов, поскольку пойдёт подготовка к отопительному сезону, – полагает Сергей Старых. – В связи с тем что прогноз по урожаю выше, чем в прошлом году, увеличатся перевозки сельскохозяйственных грузов».

Заметно в июле выросли перевозки цемента, однако сезон близится к завершению, и едва ли можно надеяться на это как на устойчивую положительную тенденцию. После роста на 20% в прошлом году заметно «просели» контейнерные перевозки. Это связано с падением промышленного роста в мире, но по этому виду перевозок ситуация в принципе остаётся неопределённой. Пока не ясно, как отразится на них выравнивание тарифов по направлениям к портам и погранпереходам, предпринятое в рамках создания ЕЭП.

На мировых рынках сейчас идёт определённая перестройка сырьевых потоков, которая в среднесрочной перспективе может отразиться на нашей экономике. К примеру, американский уголь начал активно вытеснять наш из Европы, поскольку в США происходит переход электростанций на более дешёвый сланцевый газ. Снижается производство (и, соответственно, перевозка) металлов, что также может стать негативной среднесрочной тенденцией.

Пока, однако, на период трёх лет ОАО «РЖД» прогнозирует рост погрузки.

В 2014 году она будет выше на 2,6%, а в 2015–2016 годах будет расти на 2,8%. Но неопределённость на мировых рынках сейчас высокая, поэтому не исключается, что компания пересмотрит свой среднесрочный прогноз к концу года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.07.13Оттолкнёмся от дна