01-03-19 / 2019
Новости отрасли
Ответственность за просрочку в доставке грузов на "пространстве 1520" распределят между перевозчиками

Количество претензий за нарушение сроков перевозки в 2018 году выросло почти в 20 раз

На нескольких железных дорогах "пространства 1520" возросло количество претензий к перевозчикам за нарушение сроков доставки грузов в международном сообщении.

Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества на шестьдесят девятом заседании 18-19 октября 2018 года принял решение о рассмотрении предложения о дополнении Регламента претензионного совещания по рассмотрению спорных дел о возмещении ущерба за несохранные перевозки грузов вопросом рассмотрения претензий за превышение сроков доставки в международном железнодорожном грузовом сообщении, в части определения ответственности каждого из участников перевозочного процесса.

На совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций, проходившем в Москве с 6 по 8 февраля, участниками был отмечен рост количества претензий за доставку грузов, перевозимых в международном сообщении, с нарушениями сроков доставки. Проблема особенно остро ощущалась на железных дорогах Украины и Узбекистана.

"За прошедшие годы у нас, как и у других железнодорожных администраций, было мало претензий от отправителей и получателей о нарушении сроков доставки. Ситуация изменилась в 2018 году – количество претензий за нарушение сроков выросла почти в 20 раз. Всего претензий зарегистрировано 5,7 тыс., из них в международном сообщении – около 2,6 тыс.", – рассказал первый заместитель директора департамента коммерческой работы АО "Украинская железная дорога" (УЗ) Иван Хорьяков.

Начальник управления логистики, грузовой и коммерческой работы АО "Узбекские железные дороги" (УТЙ) Бахтиер Милладжанов, в свою очередь, заметил, что у УТЙ в период с января и вплоть до декабря 2018 года количество претензионных обращений составило два, сумма взысканий – 661$., а за два последних месяца – декабрь 2018 года и январь 2019 года – претензий зарегистрировано уже 116 на общую сумму около $35 тыс. Бахтиер Милладжанов в качестве одной из причин назвал задержки движения поездов на международном стыковом пункте Сарыагаш (на границе Узбекистана и Казахстана) и простой вагонов на территории Казахстана.

Иван Хорьяков добавил к этому объективное уменьшение скорости движения на некоторых международных маршрутах, а также рост ставок на предоставление вагонов – с ним каждый день опоздания стал стоить заметно дороже.

Подобная статистика заставила железнодорожные администрации "пространства 1520" задуматься о том, насколько точно на данный момент определена степень ответственности каждого из перевозчиков, которые участвовали в транспортировке груза. Отметим, что этот момент регулируется статьей 45 Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), но он описан в документе намного менее точно, чем, например, в Регламенте по рассмотрению спорных дел о возмещении ущерба за несохранные перевозки грузов.

Железнодорожные администрации рассматривают претензии по несохранным перевозкам грузов и контейнеров на претензионных совещаниях. Изначально участники совещания предложили внести изменения в регламент, который описывает процедуру совещания. Но в этом случае, как отметил Бахтиер Милладжанов, продолжительность претензионных совещаний возросла бы в разы.

Главный юрисконсульт отдела правового обеспечения коммерческой деятельности юридической дирекции ГАО "Латвийская железная дорога" Любовь Бахарева подчеркнула, что и сам регламент предназначен именно для обозначенных претензий, а вопрос сроков доставки имеет совершенно иную специфику и добавила, что дополнение существующего регламента нецелесообразно и стоит определить ответственность за нарушение сроков в отдельном документе.

Аналогичную позицию по данному вопросу высказала и начальник управления совершенствования качества услуг Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО "РЖД" Влада Корунова.

В связи с этим АО "Украинская железная дорога" предложило создать проект документа, который четко определит и распределение ответственности между перевозчиками, и доли провозных платежей. В результате голосования участников совещания это предложение было поддержано единогласно.

Разработку проекта нового документа участники совещания попросили осуществить АО "Украинская железная дорога" – до 1 мая 2019 года администрация предоставит результаты работы железнодорожным администрациям для последующего рассмотрения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.03.2019