26-11-19 / 2019
Новости отрасли
Ответственность поделят надвое

Железнодорожники и стивидоры готовят документ по упрощению перевозочного процесса

В минувший вторник на полях международного форума "Транспортная неделя" в ходе конференции "Морские порты – драйвер экономического развития страны" участники выступили с предложениями по взаимодействию двух видов транспорта. ОАО "РЖД" предлагает разработать типовой договор между железной дорогой и морскими портами в части распределения ответственности за перевозки. Как сообщил на конференции заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, поскольку объем грузовых перевозок через пограничные переходы снижается, рост экспорта российской продукции напрямую зависит от отправок в направлении российских портов.

"Порты более маневренные в работе с грузом по отношению к погранпереходам, а также менее подвержены рискам, как технологическим, так и политическим, конъюнктурным. Поэтому нам важно выстроить правильное взаимодействие с ними", – отметил Алексей Шило.

Взаимодействие, по словам топ-менеджера, можно и нужно развивать в нескольких сферах: в информационной, нормативной и тарифной. Например, в 2019 году РЖД ввели скидки на перевозку угля в адрес портов Азово-Черноморского бассейна в период снижения цен на этот груз на западных рынках. По мнению руководителя ЦФТО, перевозка одной тонны кузбасского угля по железной дороге стала стоить $10–12. Но эффект скидки оказался незначительным, поскольку во столько же обходится перевалка этой тонны в порту. И стивидоры свои тарифы не меняли.

По мнению представителя РЖД, повышение эффективности перевозок возможно также за счет дальнейшей оптимизации технологии работы на стыке порт – железная дорога.

"Сейчас единственной проблемой, мешающей работе, является согласование фактуры типового договора о взаимодействии между оператором порта и владельцем инфраструктуры. Конечно, тяжело с первого раза правильно распределить ответственность за реализацию тех или иных действий. Однако считаю, что имеет смысл принять эту типовую форму в том или ином виде, поработать год или два, а затем ее доработать", – предложил топ-менеджер.

Сейчас типовые договоры с грузовладельцем у стивидоров, владельца инфраструктуры РЖД, операторов во многом отличаются, зачастую содержат различающуюся информацию о грузе. С 1988 года участники перевозочного процесса пытались найти консенсунс в унификации нормативных документов по работе с грузами, но к созданию единого (сквозного) документа это не приводило. Сегодня ОАО "РЖД" снова предлагает вернуться к этому вопросу.

По словам Алексея Шило, железнодорожный холдинг повышает технологическую эффективность перевозок, в первую очередь за счет развития информационного взаимодействия. "Политика компании "РЖД" заключается в следующем: чем больше мы даем нашим грузоотправителям и владельцам портов информации о грузе и о том, как он движется по сети железных дорог, тем лучше они смогут распорядиться этим грузом и этим вагоном. На это нацелен ряд наших IT-решений, например система ДИЛС, которая применяется в направлении портов Северо-Кавказской железной дороги", – сказал Алексей Шило.

Напомним, Дорожная информационно-логистическая система (ДИЛС) появилась на Северо-Кавказской железной дороге (СКЖД) в 2018 году. Система позволяет обмениваться информацией между ПАО "Новороссийский морской торговый порт" и ОАО "РЖД". "Алгоритм работы системы предусматривает предоставление портом информации о наличии груза на складах с разбивкой по маркам и идентификаторам внешнеторговых договоров, подходе флота и по составу судовых партий. В свою очередь, дорога предоставляет план подвода, дислокацию и прогноз прибытия вагонов с грузами, операции с вагонами на станции Новороссийск", – объяснял ранее "Гудку" начальник технологической службы СКЖД Денис Кучинский.

По оценке Алексея Шило, от работы в такой системе выигрывают все участники перевозочного процесса, поскольку ДИЛС – это "не просто прогноз и планирование подвода груза к портам, а разделение грузов по отдельным позициям для формирования правильной судовой партии".

Стивидоры предложение РЖД на конференции не прокомментировали. Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта, заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков отметил только, что морским портам сегодня важно взаимодействовать с железной дорогой. По его оценке, это необходимо прежде всего для ликвидации простоев вагонов на сети, ритмичной поставки груза. Юрий Цветков добавил, что для этих целей Росморречфлот совместно с РЖД уже создал постоянно действующую рабочую группу. "Мы смотрим все вопросы – от проблем на конкретном направлении до внесения изменений в документационную базу по ускорению обработки грузов", – уточнил Юрий Цветков.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.11.2019