РЖД, планируя свою деятельность (в том числе экономические показатели), всегда исходили из того, что необходимо закладывать технологические резервы. Однако в текущей ситуации ни государство, когда утверждает инвестпрограмму, финансовый план РЖД, ни экономисты внутри самой компании, не оставляют таких резервов. Это приводит к ухудшению качества перевозок, а иногда и – к ЧП. Такое мнение на деловом семинаре "Тарифообразование: тарифы РЖД и ставки операторов", организованном "РЖД-Партнером", выразил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
"Если у нас есть 50 ниток графика, то для них планируется 50 локомотивов и локомотивных бригад. Это означает, что если что-то случилось (например, сломался локомотив, а РЖД активно говорит, что локомотивный парк сегодня плохо ремонтируется), то получается, что на 50 ниток у нас уже нет 50 локомотивов и локомотивных бригад. То есть можно прогнозировать, что один поезд будет не обеспечен в плановом порядке", - объяснил эксперт.
То, как такая ситуация может отражаться на практике и выливаться в ЧП, спикер объяснил на примере: "Остановился поезд на критическом уклоне, произошел излом токоприемника, машинист-тепловозник почему-то оказался на электровозе, то есть он не знает некоторых нюансов работы с токоприемниками. У станции, которую он прошел, нет улавливающего тупика, дежурный по станции растерялся, помощник машиниста не успел выложить 33 тормозных башмака (мы понимаем, что 33 – это дело не на секунду), машинист покинул кабину локомотива, второй машинист – не услышал приказа диспетчера. Тут сошлось большое количество факторов в одной точке, что привело к ЧП на Октябрьской железной дороге в конце 2024 года (речь о столкновении грузового состава с пассажирским поездом, следовавшим по маршруту Мурманск - Санкт-Петербург в конце 2024 года - Прим.ред.). Как правило, на железной дороге факторы сходятся все и сразу. Это опыт и история".
Таким образом, сама система планирования экономических показателей отстает от реальности, когда не учитываются резервы. И такое планирование приводит к ухудшению качества перевозок.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
17.04.2025 |