24-08-19 / 2019
Новости отрасли
Отрасль на двоих не делится

Профессиональные амбиции привели к отставке.

Председатель правления VAS Latvijas dzelzcels (Латвийская железная дорога, LDz) Эдвин Берзиньш и член правления компании Айвар Стракшас подали в отставку из-за претензий министра сообщения Талиса Линкайтса к работе железнодорожного холдинга. Трудовые отношения с топ-менеджерами прекращены с 12 августа.

Совет LDz 25 августа, сразу после решения об отставке, назначил двух временных членов правления. Марис Клейнбергс до настоящего момента занимал пост председателя правления и исполнительного директора транспортно-логистической компании Schenker, а также был председателем правления почтового предприятия Latvijas Pasts. Второй преемник – Андрис Лубанс – был председателем правления и генеральным секретарем латвийской ассоциации международных автоперевозчиков Latvijas auto, а с 2014 по 2017 год возглавлял пригородную пассажирскую "дочку" холдинга Pasazieru vilciens. Также работу в правлении компании продолжат Эрик Шмукстс и Айнис Стурманис.

Как сообщил Эдвин Берзиньш, решение уйти с поста выше профессиональных амбиций и принято, чтобы как можно скорее найти выход из кризиса, возникшего в начале мая.

"В 2018 году мы достигли лучших результатов за последние три года. Нетто-оборот концерна LDz достиг 365 млн евро, что на 14,5% больше, чем в 2017 году. В свою очередь, прибыль составила 14,4 млн евро. Это позволило внести в государственный бюджет в виде налогов и пошлин 102 млн евро, что на 7% больше, чем годом ранее. Продуктивность составила 51,1 тыс. евро на одного работника, что примерно на 19% больше, чем в 2017 году.

В то же время в первом полугодии 2019 года размер неконсолидированной прибыли концерна составил 8,9 млн евро – в 1,9 раза больше, чем объем прибыли, запланированный бюджетом", – говорит Эдвин Берзиньш.

Он также уверен, что Министерство сообщения целенаправленно готовит государственное предприятие к приватизации.

Напомним, министр сообщения Латвии Талис Линкайтс в начале мая выразил недоверие председателю правления LDz Эдвину Берзиньшу и его коллегам Айвару Стракшасу и Айнису Стурманису в связи с имеющейся информацией о возможных коррупционных сделках железнодорожного предприятия.

"Причин для отстранения топ-менеджеров много. Среди них не только недостаточно прозрачная деятельность компании, в том числе закупочная, но и слабая реакция на изменения железнодорожного рынка", – отметил Талис Линкайтс.

По его мнению, весьма сомнительно выглядят некоторые финансовые операции компании, включая маркетинговые и рекламные контракты, на несколько миллионов евро. В частности, из более 2 млн евро, выделенных на рекламу, половину получили спортивные организации. При этом контракты не публичны, и то, что спортсмен или команда получили от предприятия средства, можно понять только по рекламе на спортивных майках, плакатах, машинах и мотоциклах.

Однако самостоятельно министр освободить от должности членов совета директоров компании не может. "Я не имею права освобождать членов правления от должностей, но я заявил совету, что мне было бы трудно сработаться с правлением предприятия, чтобы реализовать планы правительства в железнодорожной отрасли", – уточнил Талис Линкайтс.

Но его высказывания не остались без внимания. Совет LDz оперативно, в конце мая, принял решение не отстранять от должности троих членов правления компании, тем не менее согласился провести аудит для оценки работы дирекции LDz и структурных подразделений, а также порядок сдачи вагонов в аренду.

"Когда отсутствует диалог между руководством предприятия и министерством, определяющим политику отрасли, и совет предприятия, и правление единодушны в том, что в интересах компании и отрасли положить конец этой неопределенности", – пояснил председатель совета LDz Янис Ланге.

По его словам, за последние месяцы начал значительно снижаться грузооборот, поэтому совет поставил перед правлением компании задачу его стабилизировать и провести оценку бизнес-модели деятельности предприятия.

Руководитель отдела корпоративных коммуникаций LDz Элла Петермане сообщила "Гудку", что конкурс на замещение вакантных должностей проведет Министерство сообщения. По закону он включает два этапа. На первом идет сбор заявок и документов, подтверждающих стаж работы, образование. Второй проходит в виде структурированного интервью, когда оцениваются способности кандидата давать компетентные ответы на специфические вопросы, связанные с отраслью, навыки стратегического планирования, управления, а также коммуникационные навыки и знание иностранных языков. Решение принимается с учетом полученных кандидатами баллов и индивидуальных оценок членов конкурсной комиссии.

Однако Талис Линкайтс уже сообщил, что будет проведен международный конкурс, и поручил совету LDz подыскать рекрутинговую компанию. "Необходимо найти людей, у которых современное видение транспортной системы. Кроме того, предприятие нуждается в переменах", – считает министр.

Кроме того, он рекомендовал акционерам железнодорожного холдинга оценить размер денежных компенсаций, которые получат Эдвин Берзиньш и Айвар Стракшас, так как не исключает, что решение об отставке ими принято именно по этой причине.

Хотя закон позволяет в таком случае выплатить членам правления три зарплаты.

Господин Берзиньш работал в правлении LDz с 2011 года, а с 2016 года являлся председателем правления. Г-н Стракшас занимал должность члена правления с 2005 года.

Марис Клейнбергс и Андрис Лубанс официально вступили в должность 14 августа.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152024.08.2019