27-02-13 / 2013
Новости отрасли
Отправителям опасных грузов предложили контролировать качество подготовки цистерн

На станциях Ветласян, Усинск, Новоярославская региональные представители Северной дирекции управления движением и грузоотправители проводят совместные инспекции подготовки вагонов под налив. Клиентам предлагается устранить недостатки, чтобы не допустить протечки.

Столь пристальное внимание к проблеме вызвано тем, что Северная дорога вышла в "лидеры" по количеству аварийных ситуаций с опасными грузами. Из-за нарушений правил их перевозки местными отправителями в прошлом году произошло 29 случаев течи. В нынешнем течь в пути дали уже пять цистерн, погруженных на станциях Новоярославская и Ветласян.

Такие происшествия чаще случаются зимой. Главная причина, по версии специалистов Северной дирекции управления движением, - некачественная подготовка вагонов под налив. После промывки и пропарки цистерны вода попадает в нижний сливной прибор и замерзает, так что клапан при закручивании упирается в ледяную пробку. Причем приемосдатчику, принимающему вагон к перевозке, этого не видно. Между тем теплые нефтепродукты растапливают лед и начинают вытекать в образовавшийся зазор.

Вагон в этих случаях приходится отцеплять от состава и заново затягивать клапан. Иногда течь возникает и из-за изношенности котла. Тогда перевозчик вынужден перекачивать груз в другую цистерну.

Устранение последствий аварийной ситуации приводит к задержкам грузовых и пассажирских поездов. "Каждая течь угрожает экологии, безопасности движения, да и жизни людей, ведь бензин, дизельное топливо пожароопасны, - пояснил начальник службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Северной дирекции управления движением Андрей Григорьев.

- К примеру, в 2010 году на станции Рыбкино случился пожар из-за протечки цистерны. Какой-то подросток из озорства бросил спичку. Обошлось без жертв, но сгорели пять вагонов с нефтепродуктами и жилой дом".

Ответственность в таких случаях обычно несет грузоотправитель. Ведь это он предоставляет перевозчику перед отправкой каждой цистерны свидетельство об исправности ее котла и оборудования. Но нерадивого клиента это особо не смущает: платить за устранение течи приходится от 3 до 20 тыс. руб. А вот возникающие в связи с этим задержки поездов клиенту не вменяются: нет методики расчета убытков.

"Именно клиент должен влиять на тех, кто непосредственно готовит вагон к перевозке, - отметил Андрей Григорьев. - Вот мы и обратились к отправителям, чтобы они совместно с нашими представителями проинспектировали выполнение технологии подготовки цистерн под погрузку. А затем разработали и приняли необходимые меры".

"Восемь цистерн, давших течь в прошлом году по нашей вине, составляют всего одну сотую долю процента от общего количества отправленных с завода, -заявил "Гудку" начальник отдела поставок ООО "Лукойл-УНП" Александр Павлюшин. - Но и от этой одной сотой можно уйти, если цистерны будут поставляться под налив годными, что входит в обязанности перевозчика. Но на станции Ветласян нет смотровых эстакад, поэтому неисправные вагоны и попадают к нам на завод".

Впрочем, грузоотправитель не отрицает, что чаще течь возникает не из-за неисправности поданного вагона, а из-за его некачественной подготовки. "Раньше за подтяжку клапанов, проверку годности отвечала дорога, а теперь этой работой занимается сторонняя организация. И, если у нас что-то вытекает, мы выставляем ей счет в размере понесенных убытков. Других штрафов не предусмотрено", - отметил Александр Павлюшин.

В прошлом году дорога обращалась в надзорные органы с просьбой воздействовать на недисциплинированных клиентов. Если ситуация не улучшится, перевозчик готов опять прибегнуть к помощи Желдорнадзора и транспортной прокуратуры.

"Обратились и к главам регионов и муниципалитетов, возглавляющим комиссии по чрезвычайным ситуациям. Пришло время рассмотреть на этих комиссиях проблему подготовки цистерн под опасные грузы, чтобы государство на региональном и местном уровнях обязало наших клиентов выполнять требования безопасности", - подчеркнул Андрей Григорьев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.02.13Капля за каплей