21-05-12 / 2012
Новости отрасли
Отменен запрет на перевозку нефти и темных нефтепродуктов в цистернах для светлых нефтепродуктов

Ространснадзор в пятницу отменил запрет на перевозку нефти и тёмных нефтепродуктов в цистернах для светлых нефтепродуктов. Исключение составили уистерны самого крупного, 66-го калибра.

Напомним: запрет ведомство ввело 10 мая. В результате от перевозок сырья отстранялось более 60 тыс. вагонов, то есть где-то 30% общего парка цистерн. Почти сразу "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Газпромнефть", "Башнефть", Хабаровский НПЗ обратились к федеральным властям с просьбой отсрочить действие предписаний Ространснадзора. Введенные ограничения грозили недопоставкой нефти на НПЗ страны, срывом производственной программы всех нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий и, как следствие, недопоставками топлива российским потребителям.

Хабаровскому НПЗ, в частности, пришлось сократить объем переработки нефти более чем наполовину. По данным пресс-службы НК "Альянс", на заводе скопилось 61,5 тыс. тонн продукции, все резервуары были заполнены.

"В данный момент железная дорога перевозит порядка 120 млн тонн темных нефтепродуктов и 75 млн тонн светлых. А цистерн, предназначенных для светлых нефтепродуктов, у нас в два раза больше, чем для темных. Если предписание принять, то получится профицит "светлых" и дефицит "темных" цистерн", - отметил заместитель начальника департамента по работе с нефтяными компаниями ОАО "Первая грузовая компания" Денис Булойчик.

Ограничения для цистерн подготовлены Ространснадзором из-за частых аварий. С начала года в стране произошло восемь сходов цистерн, в результате чего пострадало более 50 вагонов. В большинстве случаев причиной аварий были названы неисправность вагонов и производственные дефекты. Операторы в один голос утверждают, что в изломе тележек виноваты заводы-производители, допускающие брак. Те, в свою очередь, ссылались на использование операторами цистерн "не по назначению". По их мнению, при наливе темных нефтепродуктов и нефти, имеющих высокую плотность, в цистерну для светлых нефтепродуктов увеличивается нагрузка на раму, что и является причиной изломов.

В связи со сложившейся ситуацией в Минтрансе была создана комиссия по обеспечению безопасности перевозок нефти. Участник комиссии, заместитель начальника департамента безопасности движения ОАО "РЖД" Александр Косарев считает, что в любом вагоне можно обеспечить безопасную перевозку.

"Любой вагон-цистерна имеет параметры по ограничениям: грузоподъемность и высоту налива. В случае если высота налива более 20% от норматива или менее 80%, то такая перевозка запрещена. Если наливать нефтепродукт в указанных параметрах без превышения грузоподъемности, то тогда проблем с точки зрения обеспечения безопасности движения нет. Учитывая, что нефть имеет разную плотность, в любом вагоне для безопасной перевозки эти параметры могут быть обеспечены", - отметил он.

По данным Александра Косарева, операторы соблюдают два основных ограничения - по грузоподъемности и высоте. Однако, по сообщению ОАО "РЖД", для того чтобы операторы смогли пользоваться вагонами-цистернами под сдвоенные операции, заводы-изготовители должны внести изменение в спецификацию вагонов.

"Владельцы и арендаторы цистерн должны провести своего рода аккредитацию подвижного состава. На вагонах должна быть нанесена соответствующая маркировка - знак того, что в них можно возить темные нефтепродукты", - подтверждает эту информацию первый председатель правительства Хабаровского края Виктор Чудов.

Заводы-изготовители реагируют на просьбу внести изменения в законодательство по-разному. Российские производители, в частности "Уралвагонзавод" и Рузаевский завод химического машиностроения, готовы пойти навстречу и внести изменения в спецификацию вагонов. Единственным заводом, который сейчас отказывается вносить изменения в спецификацию, является "Азовмаш", на продукцию которого как раз и приходится большая доля изломов тележек.

"Цистерны "Уралвагонзавода" приспособлены для перевозки как светлых, так и темных нефтепродуктов", - сообщил "Гудку" заместитель генерального директора "Уралвагонзавода" Алексей Жарич.

Первый заместитель начальника департамента вагонного хозяйства ОАО "РЖД" Александр Лукьянов говорит, что "все российские производители вагоновцистерн пересмотрели технические условия о возможности перевозок темных нефтепродуктов, подтвердили возможность использования "светлых" цистерн под темные нефтепродукты и согласились дополнить спецификацию грузов. Что касается "Азовмаша", то переговоры с ним еще продолжаются.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.05.12Стоп-кран по калибру