13-09-18 / 2018
Новости отрасли
Отмена тарифных схем для вагонов нового поколения: больше "за", чем "против"

Широкая дискуссия развернулась вокруг возможной отмены тарификации для вагонов повышенной грузоподъемностью (с нагрузкой на ось больше 25 тонн). Мнения представителей заинтересованных сторон разделились. Исполнительный директор Союза "Объединение вагоностроителей" Евгений Семенов пояснил, что отдельные тарифные условия для вагонов с улучшенными характеристиками - это не льготы, а тарифные схемы, применяемые в Прейскуранте 10-01 при определении плат за перевозку грузов в зависимости от типов подвижного состава с учетом его технических особенностей. Эти тарифные схемы 25 (2, 3 и 4) обеспечивают оператору справедливую тарифную стоимость транспортировки вагонов повышенной грузоподъемности (до 27% ниже уровня оплаты порожнего пробега вагонов старой конструкции). "Никаких скидок и льгот здесь нет. Сохранить такие тарифные схемы необходимо, так как использование вагонов на тележках 25 тс обеспечивает сокращение эксплуатационных расходов как для РЖД, так и для грузовладельцев. И такие вагоны нужно продолжать внедрять на инфраструктуру", отметил он.

Кроме того, Евгений Семенов объяснил применение к полувагонам повышенной грузоподъемности термин "углевозы": "Использование такого подвижного состава под перевозки угля маршрутными отправками обусловлено в первую очередь высоким спросом со стороны угольщиков. Этим же объясняется и высокая доля порожнего пробега из-под таких перевозок, так как попутная загрузка на этих направлениях, например, с Дальнего Востока, как правило, отсутствует. При этом, несмотря на более низкую величину тарифа на порожний рейс, эти условия слабо влияют на коэффициент порожнего пробега тяжеловесных полувагонов. Порожний пробег у общесетевых операторов, не владеющими полувагонами на тележках 25 тс, как правило, даже выше, чем у операторов, у которых значительная доля данных вагонов в парке", сообщил исполнительный директор.

Отмена специальной тарифной схемы не приведет к изменению логистики операторов, а увеличение тарифной нагрузки ляжет на плечи грузоотправителей, комментируют в пресс-службе крупнейшего собственника и оператора подвижного состава нового поколения в РФ "Первой Тяжеловесной Компании (ПТК)".

В ПТК отмечают, что при перевозках угля на экспорт порожний пробег вагонов стремится к 100% независимо от того, типовые они или повышенной грузоподъемности. "Направления перевозок угля и других грузов не совпадают либо обратная погрузка попросту отсутствует. Например, при возвращении с Дальнего Востока ближайшая погрузка на Красноярской железной дороге, а это минимум 5000 км порожнего пробега", сообщили в компании.

В ПТК также добавили, что размер тарифов экономически обоснован и рассчитан на основании методики, утвержденной Минтрансом РФ. "Тарифы на порожний пробег снижены решениями ФСТ и ФАС РФ ввиду того, что затраты ОАО "РЖД" при эксплуатации вагонов с улучшенными техническими характеристиками существенно меньше затрат при эксплуатации типового парка. В 2016-2017 годах были проведены

дополнительные испытания, которые подтвердили экономический эффект для перевозчика", сообщили в компании.

Заместитель главы АО "НПК "Уралвагонзавод" Борис Мягков отметил, что в случае отмены тарифных преференций возможны падение загрузки производства до уровня 2014-2015 годов и утрата компетенций по выпуску инновационного подвижного состава. "Инновационные вагоны обеспечивают транспортировку груза меньшим парком, что напрямую влияет на сокращение узких мест на сети, оптимизацию логистики при подходах к портам, а также на решение проблем дефицита подвижного состава в пиковые сезоны", сказал Борис Мягков.

В Ассоциации "Русская сталь", которая объединяет крупнейших производителей металлургической продукции в России, комментировать ситуацию отказались.

Напомним, что обсуждение увеличения тарифа на порожний пробег инновационных вагонов, состоялось в правительстве РФ накануне. Министерство промышленности и торговли РФ выступило за сохранение тарифных скидок для пользователей тяжеловесных вагонов, назвав отмену тарифных скидок для пользователей тяжеловесных вагонов нецелесообразной.

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров отметил, что дисконт мотивирует на приобретение тех вагонов, которые более экономически целесообразны к использованию. Министр подчеркнул, что это выгодно и ОАО "РЖД" как владельцу инфраструктуры.

Предложения по совершенствованию системы построения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в части создания тарифных механизмов, стимулирующих приобретение перевозчиками, операторами подвижного состава и грузоотправителями вагонов нового поколения на тележках 25 тс еще в 2012 году поручил Владимир Путин, будучи в должности председателя правительства РФ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру13.09.2018