15-07-22 / 2022
Новости отрасли
Отмена ответственности РЖД за просрочку доставки может увеличить время задержки грузов

Депутат Госдумы Андрей Марков предложил министру транспорта РФ Виталию Савельеву отменить штрафы ОАО "РЖД" за просрочку доставки грузов, если она вызвана "военными действиями или другими военно-техническими операциями", применением санкций или ограничений в отношении перевозчика и другими обстоятельствами, препятствующими своевременной доставке грузов.

На финансовую устойчивость ОАО "РЖД" введение моратория сильного влияния не окажет, так как, по данным отчетности по МСФО, за 2021 год им было выставлено таких штрафов на сумму всего в 546 млн руб. Притом что они получили от контрагентов штрафов на сумму 1,8 млрд руб. То есть с точки зрения пеней ОАО "РЖД" все равно оставалось в плюсе.

Если им удастся сохранить дополнительные 500 млн руб. от введения такого моратория, то сильного влияния на баланс монополиста это не окажет.

В связи с отменой ответственности за просрочку доставки грузов у ОАО "РЖД" может увеличиться объем нерегулируемых сервисов, так как грузовые перевозки в каких-то случаях можно будет для этого задержать с целью большей прибыли. А в итоге это только увеличит время задержки грузов.

На наш взгляд, все должно быть справедливо и решаться в суде с доказательной базой и т. п. Если ОАО "РЖД" виновато в просрочке доставки, то оно должно нести ответственность согласно ст. 97 Устава железнодорожного транспорта и выплачивать пени в размере 6% от платы за перевозку за каждый день просрочки (но не более 50% от платы за перевозку).

Если же задержка доставки произошла не по вине ОАО "РЖД", то это придется решать в суде. Текущие законы уже учитывают такого рода форс-мажоры, они очень подробно прописаны в ст. 29 Устава железнодорожного транспорта.

Владимир Чернов, аналитик "Фридом Финанс"

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер15.07.2022