25-04-24 / 2024
Новости отрасли
Отмена госрегулирования тарифов ППЖТ может привести к последствиям регионального масштаба

ППЖТ, взаимодействующим с небольшим числом предприятий или выполняющих услуги эпизодического и вспомогательного характера, в отмене тарифного регулирования видится эффективный рабочий инструмент. Тогда как для ППЖТ, оказывающих услуги крупным пользователям, а также для регионов, в которых они расположены, это может быть губительно. Об этом на деловом семинаре "Тарифообразование: тарифы РЖД и ставки операторов", организованном РЖД-Партнером рассказала председатель рабочей группы по экономике и тарифному регулированию СРО Ассоциация "Промжелдортранс", начальник управления экономики и тарифной политики АО "В-Cибпромтранс" Татьяна Средникова.

Договорные ставки на услуги РЖД пересматриваются ежегодно. Если проводить сравнительный анализ системы тарифного регулирования РЖД с системой торфообразования услуг, оказываемых на путях необщего пользования (н/п), не принадлежащих РЖД, то, несмотря на то, что данный вид услуг также попадает под госрегулирование, есть ряд отличительных особенностей.

Для услуг на путях н/п на законодательном уровне не установлены единые подходы, порядок, методика тарифного регулирования, поэтому каждый регион устанавливает и утверждает их самостоятельно. В результате сейчас в вопросе регулирования транспортных услуг, оказываемых на жд н/п в разных регионах, складывается разноплановая ситуация.

"Все услуги оказываемые РЖД несмотря на наличие [в их распоряжении] путей н/п, регулируются на федеральном уровне ФАС. При этом все остальные организации, оказывающие транспортные услуги на жд н/п регулируются на региональных уровнях. На какой уполномоченный орган будет возложена эта функция, в каждом регионе определяется на местном уровне. В итоге регулирование осуществляют абсолютно различные органы – и министерства по тарифам, и службы по тарифам, департаменты, комитеты и прочие", – рассказывает Т. Средникова.

И формируется тарифная политика исходя из различных факторов: наличия на территории региона ППЖТ, оказывающих транспортные услуги для социально-значимых предприятий, общей концепции развития региона и другого.

"С экономической точки зрения дерегулирование возможно и безопасно для предприятий, у которых данные услуги не являются основными, или их доля в общих доходах компании мала, либо сами услуги носят эпизодический и вспомогательный характер, а также для предприятий, оказывающих услуги для незначительного количества пользователей, согласование тарифов с которыми не вызывает затруднений. И чаще всего именно эта категория предприятий выступает за дерегулирование тарифов, находя пользу в облегчении процедуры защиты тарифов не в регулирующем органе, а напрямую с пользователями услуг", – подчеркивает Т. Средникова.

Тогда как, наоборот, для ППЖТ, основной деятельностью которых является оказание транспортных услуг для большого количества пользователей или основного крупного пользователя, отмена госрегулирования тарифов может привести к негативным экономическим и социальным последствиям регионального масштаба. В случае полной отмены регулирования тарифов для таких предприятий высок риск попасть в положение, когда субъект монопсонии длительное время не согласовывает повышение тарифов и при этом ППЖТ, несмотря на неурегулированные с пользователями тарифы, согласно антимонопольному законодательству, не прекращает их транспортное обслуживание.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер25.04.2024