02-03-10 / 2010
Новости отрасли
Отложенный спрос на продукцию машиностроительной отрасли постепенно восстанавливается - операторы начинают заказывать на предприятиях...

С одной стороны, самые пессимистические прогнозы прошлого года о том, что объем возврата подвижного состава лизинговым компаниям может дойти до 100 тыс. вагонов (что вообще-то немногим больше всего парка, приобретенного частными операторами за последние несколько лет), не подтвердились. С другой стороны, показателен пример Дальневосточной транспортной группы, одного из крупнейших частных операторов, специализирующегося на перевозке контейнерных грузов и нефтеналива, которого, по словам председателя совета директоров ОАО "ДВТГ" Раисы Паршиной, подвела именно политика банков.

Кризис кризисом, но, несмотря на массу не задействованного в 2009 году подвижного состава, парк постоянно изнашивается, требуя пополнения и обновления. Пик списания вагонов, по подсчетам ОАО "РЖД", приходится как раз на 2008-2010 гг. и составляет около 180 тыс. единиц. Правда, по большей части это, конечно, коснется Первой грузовой компании, получившей в наследство от РЖД далеко не новый подвижной состав. Конечно, оператор, имеющий сегодня самое прочное финансовое положение и одновременно самый старый парк, - это ОАО "ПГК", которое собирается приобрести в текущем году около 15 тыс. вагонов (на фоне продолжающегося кризиса цифра почти астрономическая). В прошлом году компания купила всего 8 тыс. вагонов, что, впрочем, составило 50% от произведенного в стране подвижного состава. Однако если руководство РЖД отмечает, что на фоне снижения цен на вагоны сейчас есть большой потенциал спроса на лизинговые услуги со стороны других ДЗО ("ТрансКонтейнер", "РейлТрансАвто", "Рефсервис"), которые активно приобретают подвижной состав, то в ПГК отношение к лизингу пока несколько настороженное.

Как нам рассказали в компании, Первая грузовая в рамках своей стратегии по приобретению подвижного состава рассматривает использование лизинга наравне с банковским кредитом, выпуском облигаций и другими вариантами привлечения внешнего финансирования. При этом решение о выборе варианта финансирования принимается в отношении каждой конкретной сделки исходя из текущих условий, предлагаемых лизинговыми компаниями и финансовыми институтами. В 2009 году ПГК в принципе не прибегала к использованию лизинга вследствие высокого уровня рыночных ставок и снижения потребностей в привлеченном финансировании. Тем не менее, как отмечают в компании, сейчас Первая грузовая заинтересована в увеличении объемов приобретения вагонов по лизингу "при наличии приемлемых предложений со стороны лизинговых компаний". Принимая во внимание стабилизацию ситуации на финансовых рыках и постепенное снижение ставок, котируемых лизинговыми компаниями, в ПГК не исключают возможности использования данного источника для финансирования закупок подвижного состава уже в 2010 году.

Зато активно работает с таким финансовым инструментом, как лизинг, крупнейший частный оператор - группа Globaltrans. Еще в конце 2008 года от продажи в ходе IPO 29% акций компании было привлечено $449,4 млн - средства, которые были предназначены для финансирования программы капитальных вложений, включая приобретение и лизинг подвижного состава (цементовозов и вагонов-хопперов).

А в конце 2009-го Globaltrans заключил соглашение с UniCredit Bank о привлечении кредита на общую сумму 750 млн рублей (из них уже до конца года было получено 225 млн). Треть средств пойдет под соглашение с банком о финансовом лизинге подвижного состава на сумму $7 млн. И если по состоянию на 30 сентября прошлого года Globaltrans владел и использовал на условиях данного вида лизинга 26 060 вагонов (годом ранее - 26 645), то, по сообщению пресс-службы, в ноябре компания заключила контракты на приобретение еще 2 тыс. грузовых полувагонов у "Уралвагонзавода", Армавирского завода тяжелого машиностроения и Рославльского вагоноремонтного завода. Собирается работать по лизинговым схемам и Независимая транспортная компания - один из немногих кэптивных операторов, продемонстрировавших по итогам прошлого года рост объемов перевозок. В компании прогнозируют продолжение данной тенденции и планируют в этой связи существенно нарастить вагонный парк. Точная цифра пока неизвестна, но речь идет о покупке нескольких тысяч вагонов. По словам генерального директора ООО "НТК" Александра Сапронова, как раз сейчас происходит формирование портфеля заказов с вагоностроительными заводами. Предполагается, что вагоны будут приобретаться как на собственные средства компании, так и с использованием лизинговых схем.

ООО "Фирма "Трансгарант", по словам финансового директора компании Алексея Барбариуша, намерено в 2010 году взять в операционный лизинг около 2 тыс. единиц подвижного состава. Напомним, не далее как в январе "Трансгарант" и ГК "Балтийский лизинг" уже заключили двухлетний договор операционного лизинга на 650 новых полувагонов модели 12-296-01 производства ОАО "Алтайвагон", поставка которых будет завершена до конца первого квартала. Контракт стал продолжением заключенного в 2009 году договора, по которому "Трансгарант" получил 500 полувагонов той же модели. Как отмечает А. Барбариуш, в прошлом году при мониторинге рынка на предмет заключения новых контрактов компания столкнулась с тем, что ставки по лизинговым договорам большую часть года были больше, чем компания могла себе позволить. Поэтому, исходя из экономики перевозки и ее рентабельности, "Трансгарант" не заключал лизинговые сделки.

Сегодня ставки финансирования постепенно снижаются, и по сравнению с уровнем середины 2009-го довольно существенно - на 20-30% по топовым контрагентам. Однако основной упор на инвестиции в парк подвижного состава "Трансгарант" намерен сделать в течение следующего года: оценив полный объем списаний вагонов, привлечь как минимум 2 тыс. единиц подвижного состава. В первую очередь это будет касаться полувагонов. Выбирать инструмент финансирования (финансовый или операционный лизинг, банковский кредит) в компании намерены в зависимости от привлекательности условий при каждой конкретной сделке.

Так что, судя по всему, отложенный спрос на продукцию отечественного железнодорожного машиностроения постепенно восстанавливается, а необходимость долгосрочного финансирования покупки подвижного состава операторами позволяет сделать наиболее адаптированной к реальности структуру лизингового платежа. По словам экспертов, именно лизинг в существующих финансовых условиях имеет целый ряд преимуществ: это экономия собственных средств, которые при высоких банковских ставках являются очень дефицитными, применение налоговых льгот по кредиту, уменьшение налога на прибыль и т. д. А когда использование долгосрочных банковских кредитов не очень выгодно, лизинг с его 5-10-летними сроками становится наиболее предпочтительным. По словам А. Барбариуша, в 2010 году именно такой финансовый инструмент, безусловно, будет востребован частными операторами, выигрывая и по сравнению с прямыми покупками, и по сравнению с банковскими кредитами. Конечно, лизинговые сделки вернутся на рынок не в таком объеме, как 2 года назад, но эксперт уверен, что уровень 2006 года будет достигнут.

Надежда Вторушина

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер №501.03.10Операторы снова присматриваются к лизингу