18-12-18 / 2018
Новости отрасли
ОТЛК задумывается о «тяжелой» модели

Компания может приобрести парк платформ

ОТЛК ЕРА - железнодорожный контейнерный оператор России, Белоруссии и Казахстана - едва закончив переформатирование в модель "без активов", может опять купить парк платформ. По оценке главы компании Алексея Грома, для обслуживания растущего контейнерного потока ОТЛК понадобится еще 1 тыс. платформ в 2019 году и 2–4 тыс.- в 2020–2025 годах. Если эту идею поддержит совет директоров, компания может как купить парк, так и привлечь его с рынка. Но платформы в дефиците, и ставки на их предоставление взлетели. По мнению экспертов, идея логична, однако с учетом высокой конкуренции обзаведение активами может осложнить бизнес ОТЛК.

АО "ОТЛК Евразийский железнодорожный альянс" (ОТЛК ЕРА) не исключает в перспективе закупки платформ, сообщил глава компании Алексей Гром. Он пояснил, что, когда в марте 2016 года руководители трех железнодорожных администраций-акционеров компании (ОАО РЖД, казахская "Казахстан темир жолы" и "Белорусские железные дороги") подписали базовые принципы функционирования ОТЛК ЕРА, было решено, что на начальном этапе она будет работать в формате asset light (без активов), но на последующих этапах развития акционеры могут принять решение о целесообразности их приобретения.

ОТЛК ЕРА создана в результате реорганизации ОТЛК, в которой доминировало ОАО РЖД, внесшее в капитал 50% плюс две акции "Трансконтейнера" и 100% минус одну акцию "РЖД-Логистики". В 2016 году было решено перевести ОТЛК на модель "без активов", затем пакеты "Трансконтейнера" и "РЖД-Логистики" вернулись к ОАО РЖД, а доли акционеров были перенесены в паритетное СП ОТЛК ЕРА.

"Определенный этап, 2016–2018 годы, мы прошли",- говорит господин Гром, сообщив, что менеджмент уже сформулировал предложения, поскольку рост перевозок нужно обеспечить подвижным составом. "Есть три варианта - брать в аренду, покупать или организовывать схемы финлизинга,- рассказывает он.- Мы предлагаем все три варианта. Мы приготовили расчеты, они отражаются и на финансовых результатах, и один из вариантов - формирование тем или иным образом части собственного парка". По словам господина Грома, этот вопрос будет вынесен на рассмотрение совета директоров.

Как рассказал Алексей Гром, ОТЛК ЕРА - второй оператор по парку платформ в управлении (после "Трансконтейнера".- "Ъ") с 4,1 тыс. вагонов, из которых 85% - наиболее эффективные для евразийского транзита 80-футовые платформы. Парк привлечен на свободном рынке, компания планирует закончить год с 5 тыс. платформ, пояснил он, уточнив, что компания может рассматривать перевод в собственность около 30% потребного парка.

Для выполнения планов по росту транзита в 2019 году компании нужно еще примерно 1 тыс. платформ, а для обеспечения роста транзита вчетверо, как предписывают майские указы президента, надо 8–10 тыс. платформ, оценивает топ-менеджер.

По его словам, покупка парка обсуждалась с российскими и белорусскими производителями, от казахских "сформированного предложения пока не поступало". Алексей Гром не исключил, что возможна закупка платформ паритетными лотами в разных странах-участниках ОТЛК ЕРА, также идут переговоры с операторами. Обзаведение парком через покупку компаний он считает вряд ли возможным: по оценке ОТЛК ЕРА, "хороших компаний по нормальной цене нет", платформы на вторичном рынке также пока не предлагаются по приемлемой цене.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что на рынке дефицит парка, ставка аренды 80-футовых фитинговых платформ - 2,1–2,2 тыс. руб. в сутки, и предложение ограничено. Приобрести новые непросто: заказав сейчас, их можно получить не ранее второго квартала 2019 года, причем заводы в договорах о намерениях обозначают только примерную цену, поскольку непонятна цена комплектующих. "Алексей Гром ставит очень правильный вопрос, поскольку при дефиците можно не справиться с привлечением парка",- считает господин Бурмистров.

При этом, полагает он, главный вопрос - стратегический выбор развития между моделями "с активами" и "без активов". Если ОТЛК ЕРА решит покупать активы, у компании сформируются серьезные лизинговые обязательства: ставка по лизингу - от 1,6 тыс. руб. в сутки, что для 2019–2020 годов комфортно, но в долгосрочной перспективе несет серьезные риски. При этом ОТЛК ЕРА будет конкурировать с операторами, у которых парк приобретен по более низким ценам и частично амортизирован (FESCO, "Евросиб", "Максима Логистик"), а у акционеров СП есть дочерние компании, работающие по модели "с активами", что формирует потенциальный конфликт интересов. "Без активов ОТЛК будет комфортнее и целесообразнее",- резюмирует он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Kommersant.ru18.12.2018