04-09-18 / 2018
Новости отрасли
ОТЛК ERA просит включить экспедиторские услуги в законопроект о валютной либерализации

АО "Объединенная транспортно-логистическая компания Евразийский железнодорожный альянс" ("ОТЛК Eurasian Rail Alliance", ОТЛК ERA) просит министерство финансов РФ включить транспортно-экспедиционные услуги в законопроект о валютной либерализации.

Соответствующую просьбу президент ОТЛК ERA Алексей Гром изложил в письме директору департамента государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного регулирования Минфина Александру Ахполову (документ датирован 17 августа, "Интерфакс" ознакомился с его содержанием).

В настоящее время зачет встречных требований по взаимным обязательствам с нерезидентами, а также зачет авансов резидента по одному договору в счет обязательств по другому с одним и тем же контрагентом невозможен. Это повышает риск нарушений в части возврата (и его сроков) в РФ средств, уплаченных нерезидентам за услуги, которые не были оказаны, отмечает А.Гром. В качестве примера он приводит случаи, когда объем услуг не выбран к моменту истечения договора, но его продление не предусмотрено.

В этой связи топ-менеджер предлагает прописать в федеральном законе о валютном регулировании положение, что при переносе авансов с одного соглашения с нерезидентами (включая договоры перевозки и транспортной экспедиции) в счет другого резиденты вправе не возвращать средства на свои банковские счета в уполномоченных банках.

Также глава ОТЛК ERA просит распространить эту возможность на экспедиторскую деятельность при зачете встречных требований между резидентами и обслуживающими их за рубежом нерезидентами, а также в случаях, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные иностранные организации в области международных перевозок, членами которых являются резиденты.

В связи с тем, что Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность в виде штрафных санкций для экспортеров за нарушение сроков представления уполномоченным банкам документов, подтверждающих поступление средств на счета отправителя, топ-менеджер предлагает установить в законе о валютном регулировании норму, что финансовые организации обязаны информировать резидента и нерезидента о поступлении денег и необходимости выдачи подтверждающих документов в установленные сроки.

Сейчас по КоАП за несоблюдение порядка, по которому представляется отчетность по валютным операциям, предусмотрен штраф в размере 2-3 тыс. руб. для граждан, 4-5 тыс. - для должностных лиц и 40-50 тыс. - для юридических. Задержка до 10 дней влечет предупреждение или штраф в 300-500 руб., 0,5-1 тыс. и 5-15 тыс. руб., соответственно, от 10 до 30 дней - в 1-1,5 тыс., 2-3 тыс. и 20-30 тыс. руб., более чем на 30 дней - в 2,5-3 тыс., 4-5 тыс. и 40-50 тыс. руб., соответственно. Повторное нарушение грозит штрафом для граждан в 10 тыс. руб., для должностных лиц - в 12-15 тыс., для юридических лиц - в 100-150 тыс., с несоблюдением порядка предоставления - в 20 тыс., 30-40 тыс. 400-600 тыс. руб., соответственно.

Проект поправок в закон о валютном регулировании, который предлагает дополнить А.Гром, с 16 августа проходит обсуждение на федеральном портале проектов нормативных актов. Документ предполагает либерализацию ограничений на валютные операции резидентами с использованием счетов и вкладов в банках за рубежом, и репатриацию средств. Он был разработан Минфином. Одной из целей законопроекта заявлено наращивание несырьевого экспорта из РФ.

В сопроводительной записке топ-менеджер отмечает, что инициативы транспортно-экспедиторской компании "должны способствовать уменьшению непроизводственных издержек, снижению административной нагрузки на бизнес и повышению конкурентоспособности предприятий транспортной отрасли РФ на международном рынке". "ОТЛК ERA просит Минфин России рассмотреть и включить предложения в законопроект. Компания выражает готовность принять участие в доработке и обсуждении законопроекта, а также в дальнейшей работе по совершенствованию валютного законодательства", - пишет он.

В этой связи А.Гром добавляет, что компания уже активно участвует в разработке стратегии и программы развития экспорта услуг (в июне-августе ей занимались министерство экономического развития и Российский экспортный центр). "ОТЛК ERA является первым и единственным в своем роде бизнес-проектом на пространстве ЕАЭС, направленным на реализацию синергетического эффекта от объединения инфраструктурных потенциалов Казахстана, России и Белоруссии. Результаты работы в 2015-2017 гг. показали увеличение перевозок в 3,5 раза и составили в 2017 г. 176 тыс. TEU", - отмечает глава компании.

Вопрос развития транзитного потенциала РФ, а также Евразийского экономического союза неоднократно озвучивался на президентском уровне, подчеркивает топ-менеджер, напоминая, что в указе о стратегических задачах развития страны поставлена задача увеличения к 2024 г. транзитных контейнерных перевозок железнодорожным транспортом в 4 раза, экспортных услуг до $100 млрд в год. "В этой связи особую значимость приобретает вопрос формирования государством правовых условий, которые позволят бизнесу достичь поставленных целей", - отмечает он.

По итогам рассмотрения письма А.Грома заместитель министра финансов Алексей Моисеев направил в Минэкономразвития, Минпромторг, Минтранс, Центральный банк РФ, Федеральную службу по финансовому мониторингу РФ, Федеральную таможенную службу РФ и Федеральную налоговую службу РФ просьбу "рассмотреть поступившие предложения" и "в возможно короткий срок" представить по ним свою позицию для "своевременной подготовки ответа ОТЛК ERA".

"ОТЛК Eurasian Rail Alliance" - правопреемник АО "Объединенная транспортно-логистическая компания" (ОТЛК). Акционерный капитал паритетно разделен между ОАО "Российские железные дороги", ГО "Белорусская железная дорога" и АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" (Казахстанские железные дороги).

ОТЛК была учреждена железными дорогами РФ, Казахстана и Белоруссии в 2014 г. для развития транзитных перевозок между Европой и Китаем. "Российские железные дороги" должны были передать в ОТЛК 50% + 2 акции ПАО "Трансконтейнер" (MOEX: TRCN) и 100% минус 1 акцию АО "РЖД Логистика". Казахстан должен был внести в капитал СП контейнерного оператора "Кедентранссервис" и логистического "Казтранссервис", а также фитинговые платформы и терминалы на пограничных с Китаем Достыке и Алтынколе; Белоруссия - обеспечить контроль над терминалами в Бресте.

Однако свой вклад сделали только РЖД, получив 99,84% совместного предприятия, а ее партнеры, сделавшие взнос в размере 32,7 млн руб., - по 0,08%. В 2015 г. было решено строить СП по модели asset light (без активов), вернув РЖД "Трансконтейнер" и РЖДЛ. Реорганизация завершена в апреле 2018 г.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс04.09.2018